ность которых плоская, а верхняя—выпуклая (рис. 18).
Передняя и задняя кромки крыльев очень острые. Крылья
соединены с корпусом при помощи тонких стоек, на которых
они укреплены так, что их передняя кромка выше задней.
Когда судно с подводными крыльями идет на полной
скорости, погруженными в воду остаются крылья, стойки,
к которым они прикреплены, гребные винты и валы, на
которые они насажены, стойки, поддерживающие эти валы
(эти стойки называются кронштейнами), и рули. Все
эти детали испытывают со стороны воды значительное
сопротивление, однако меньшее, чем сопротивление
движущегося в воде водоизмещающего или глиссирующего
корпуса. В этом заключается основное преимущество
судов с подводными крыльями.
Суда на воздушной подушке. Эти суда получили такое
название потому, что на ходу они соприкасаются с водой
не непосредственно, а через вертикальный поток воздуха,
называемый воздушной подушкой. При движении этих
судов ни одна их деталь не погружена в воду. Суда на
воздушной подушке парят на небольшой высоте над
поверхностью воды, и поддерживающая их сила создается
не водой, а давлением сжатого под днищем воздуха,
нагнетаемого специально установленными на судне
мощными вентиляторами, выбрасывающими ноток воздуха под
днище судна.
На стоянке судно на воздушной подушке является
водоизмещающим и поддерживается на воде архимедовой
силой. С началом работы вентиляторов давление воздуха
под днищем возрастает и судно уменьшает свою осадку.
Если сумма сил давления воздуха под днищем и
архимедовой станет больше силы тяжести судна, корпус
полностью выйдет из воды.
С увеличением количества воздуха, нагнетаемого под
днище, растет давление в воздушной подушке, вследствие
чего судно поднимается все выше.
На определенной высоте для данной скорости хода судно
«повиснет» в воздухе над водой, когда установится
равновесие между силами тяжести и давления в подушке.
Однако давление в воздушной подушке не остается
постоянным, так как часть нагнетаемого воздуха уходит
за пределы днища. С увеличением высоты подъема судна
утечка воздуха из подушки возрастает, что задерживает
рост давления под днищем.
47