донное пространство также делят водонепроницаемыми
переборками, и потому течь в наружной обшивке днища
судну не опасна. На танкерах второе дно делают только в
районе машинного отделения.
Если течь образуется в отсеке, над которым находится
водонепроницаемая или герметическая палуба, то вода
будет поступать лишь до тех пор, пока воздух в отсеке не
сожмется до давления, равного давлению на поверхности
воды в отсеке; в отсеке образуется воздушный пузырь,
который будет поддерживать судно на плаву.
Судно, которое при затоплении одного или нескольких
отсеков, остается на плаву и при этом не опрокидывается,
называется непотопляемым.
Чем меньше объем отсека, тем меньшее количество
воды вольется в него. Однако это не значит, что чем
больше на судне водонепроницаемых переборок, тем надежнее
оно обеспечено от затопления. При очень большом
числе переборок пробоина сможет захватывать несколько
отсеков.
Для определения наиболее целесообразного числа
и положения водонепроницаемых переборок существуют
математические способы, которыми пользуются
кораблестроители при проектировании судов. Эти способы
учитывают возможные размеры пробоин и позволяют
рассчитать осадку, крен и дифферент, которые получит
корабль при различных пробоинах. Кроме того, они помогают
определить, какие отсеки следует затопить, чтобы
спрямить корабль. Результаты этих вычислений в виде
таблиц, которыми можно быстро и удобно пользоваться
даже в условиях боя, имеются на каждом боевом корабле.
Эти таблицы носят название таблиц непотопляемости. Как
правило, непотопляемостью обладают боевые корабли,
морские пассажирские, буксирные, ледокольные и
спасательные суда. Некоторые спасательные суда строят так,
чтобы, будучи полностью залиты водой, они оставались на
плаву. Чтобы создать непотопляемость мелким судам,
например прогулочным катерам, шлюпкам, под сиденьями
или в других местах делают водонепроницаемые,
называемые воздушными, ящики; их объем рассчитывают
таким, чтобы судно, залитое водой до верхней кромки
бортов, не тонуло даже с пассажирами, сидящими на своих местах.
34