на случай, если судно обратным рейсом возьмет генеральный
груз. С этой же целью некоторые зерновозы имеют
две палубы. Так как зерно (в особенности бобовое и
гороховое) при намокании разбухает, на зерновозах особенно
тщательно следят, чтобы в трюмы не попала вода.
Для погрузки зерна применяют элеваторы, а для выгрузки —
пневматические механизмы, высасывающие зерно
из трюмов в элеваторы, вагоны, баржи. Поэтому на
зерновозах ставят грузовые краны или стрелы только
на случай перевозки штучных грузов.
Лесовозы. Лесовозы перевозят лес либо круглый (бревна),
либо пиленый (доски). Так как лес—груз легкий, то,
загружая им только трюмы, нельзя использовать всю
грузоподъемность судна. Поэтому лесовозы принимают лес
и на палубу. Для этого с нее снимают трапы, вентиляторы,
леера (ограждение у бортов) и др. детали. При размещении
груза на палубе центр тяжести груженого судна
оказывается очень высоко, отчего судно может легко
опрокинуться. Поэтому лесовозы строят более широкими, чем,
например, рудовозы, что увеличивает способность судна
сопротивляться опрокидыванию; с той же целью лесовозы
иногда принимают водяной балласт в междудонное
пространство. Так как брызги от волн и дождь могут намочить
палубный груз (караван) и этим еще значительнее повысить
центр тяжести судна, то на палубе лес укладывают
так, чтобы в случае опасного накренения можно было
быстро отдать (сбросить) его за борт, например, ударив
топором по тросу или раскрыв откидной гак (крюк).
Лесовозы — однопалубные суда с очень прочными палубой
и люковыми крышками, так как груз кладут и на
люки. В качестве главного двигателя на лесовозах
применяют дизели или газовые турбины, размещая их в корме.
Грузовое устройство лесовозов: стрелы, колонны с
перекладиной вверху и лебедки, устанавливаемые около
надстроек, чтобы не загромождать палубы. Лесовозы чаще
всего суда трех- или двухостровные. Так как лес большей
частью груз северный, некоторые лесовозы имеют нос
ледокольного типа и ледовое подкрепление к конструкции
корпуса. На рисунке 6 показан советский лесовоз типа
«Павлин Виноградов». Его длина—121,8 м, ширина —
16,1 м, высота борта — 8,25 м, осадка с лесом — 7,0 м,
водоизмещение — 9420 Т.
Наливные суда (танкеры). Танкеры—самые крупные
грузовые суда. Их грузоподъемность достигает 300000 Т,
21