ными в корме. Большинство рудовозов — лайнеры, и им
нередко приходится возвращаться порожнем, поэтому
балластная система рудовозов очень мощная.
В последние годы стали строить суда-универсалы,
рассчитанные на перевозку не только руды, но и других либо
навалочных (уголь, зерно, цемент), либо штучных грузов
и даже нефти. В последнем случае вблизи бортов ставят
нефтенепроницаемые продольные переборки, что позволяет
в средний отсек грузить руду, а в бортовые нефть.
На рисунке 4 показано поперечное сечение судна для
навалочных грузов, приспособленного для перевозки и
автомобилей. Внешний вид рудовоза, приспособленного и для
генеральных грузов, показан на рисунке 5. Длина судна —
155,5 м, водоизмещение — 18 000 Т, грузоподъемность — 11 000 Т.
Углевозы. Углевозы мало отличаются от рудовозов, так
как уголь грузят и выгружают теми же береговыми средствами,
что и руду. Но уголь легче руды, и потому он не
смещает центр тяжести судна так значительно, как руда.
Углевозы — суда однопалубные с минимальным надводным
бортом, их двигатель — дизель располагают в корме.
Балластная система на них мощная. Чтобы при бортовой
качке уголь не пересыпался с борта на борт, в верхней
части трюмов между люками посередине ширины судна
ставят продольную переборку. Уголь может самовозгораться,
что очень опасно для целости судна. Поэтому на углевозах
делают особенно надежную естественную вентиляцию
трюмов, удаляющую огнеопасные газы, вызывающие
самовозгорание угля, и устанавливают температурные
трубки, выходящие из глубины трюмов на главную палубу.
Опуская в эти трубки термометр, следят за температурой
угля и в случае, если она слишком высока, в трюм
пускают углекислоту или пар. По своему внешнему виду
углевозы также очень схожи с рудовозами.
Зерновозы. Особенность зерна (как груза) заключается
в том, что даже при самой полной загрузке через
несколько суток хода в трюме появляется свободное место
(происходит «утряска» зерна от вибрации двигателя, ударов
волн) и тогда зерно может пересыпаться в трюме при
бортовой качке. Ссыпавшись к одному борту, оно вызовет
крен, что уменьшит мореходность судна. Чтобы этого не
случилось, по всей высоте грузовых трюмов, посредине
ширины судна между люками ставят постоянные продольные
переборки. Под люками переборки делают съемными
19