Кривоносов Л. Какими бывают корабли
|
быстро заняв свои места, дружно налегли на весла, но
вельбот не отваливал от борта. Пока шла стрельба, ветер
крепчал, и как ни старались широкоплечие гребцы, вельбот
не шел против ветра. Можно было бы за щитом послать
корабельный паровой катер, но его и все свои шлюпки,
кроме спасательной, уходя на стрельбу, корабль по
уставу оставил на рейде. Поэтому броненосцу пришлось
самому идти за щитом. Взгляни в это время командир
корабля на карту залива, все прошло бы благополучно и
каменистая банка (гряда), лежавшая на пути к щиту, была
бы обойдена. Но случилось не так. «Гангут», с хода
коснувшись каменистой гряды, проскочил через нее, но
пропорол себе борт в подводной части вблизи днища.
Пробоина пришлась против одного из четырех котельных
отделений броненосца. Для такого корабля это еще не столь
большая беда: у него есть второе дно, расположенное
выше первого, а междудонное пространство, так же как и
весь корпус корабля, разделено поперечными
водонепроницаемыми переборками на отсеки. В междудонный отсек
можно попасть через горловину (отверстие) во втором
днище. Эти горловины закрываются водонепроницаемо
крышками на задрайках (зажимах). Но крышка горловины
пробитого отсека незадолго до этого была для чего-то
снята, и вода, заполнив междудонный отсек, через горловину
хлынула в кочегарку. Вахтенные кочегары бросились
закрывать, а по-морскому — «задраивать» крышку
горловины и гасить огонь в топках, борясь с потоками
хлынувшей воды. Устанавливая крышку в спешке на ощупь,
ее немного перекосили, и через образовавшуюся щель
вода медленно продолжала прибывать. Угольная яма (отсек,
в котором хранится уголь), расположенная у поврежденного
борта, стала наполняться водой, и корабль начало
кренить (наклонять на один борт). Чтобы выровнять
крен, пустили воду в угольные ямы противоположного
борта. Под тяжестью влившейся воды «Гангут» сел
(погрузился) настолько глубоко, что в поврежденном отсеке
вода поднялась выше котельных топок и через них,
продолжая прибывать, стала наполнять котельные
дымоходы. Но пока вода не проникала в другие отсеки, большой
опасности для корабля не было. Заполнится поврежденный
отсек хоть до палубы, кочегары покинут его через палубный
люк, водонепроницаемо задрают, и вода не сможет
дальше растекаться по кораблю. С затопленным отсеком
корабль останется на плаву.
5
|
|
|
© ReSim Laboratory 2006-2023 |
|
|