ВВЕДЕНИЕ
В развитии мирового судостроения, равно как и мореплавания, выдающуюся
роль сыграли наши предки восточные славяне, издревле селившиеся по
берегам больших рек. Древнейшим средством для преодоления водных
пространств славянам служила лодья (ладья). Центром древнерусского судостроения
был Киев, а в начале XII века становится Новгород. Суда новгородцев были более совершенными,
чем суда киевлян, имели специальные помещения для экипажей («чердаки») и богато
украшались резьбой. Стремление к освоению новых земель, врожденная предприимчивость
и промысловая деятельность привели новгородцев на побережье Белого моря.
Поморы (так называли себя переселенцы) строили суда с учетом
плавания в ледовых условиях. Старинная русская лодья была усовершенствована
и превратилась в морское трехмачтовое палубное парусное судно. Другими наиболее
древними судами поморов были кочи, сыгравшие значительную роль в географических
исследованиях XVI—XVII веков: на них поморы прошли по всему Северному
морскому пути от устья Печоры до Охотского моря. Первое в России морское судно
иноземной конструкции, получившее название «Фредерик», было построено в 1634 году
в Нижнем Новгороде и предназначалось для торговли с Персией. Для защиты русских
торговых интересов на Каспийском море в 1669 году на верфи в селе Дединове
был построен первый в России военный парусный корабль «Орел». Дальнейшее развитие
отечественного флота тесно связано с именем Петра I.
В конце XVII века был создан Азовский флот. В основном он состоял из галер и парусно-гребных
артиллерийских кораблей. Начало создания регулярного военно-морского
флота России относится к 20(30) октября 1696 года*, когда Боярская Дума по
настоянию Петра I издала приговор (указ), в котором постановила: «Морским судам
быть». За 30 лет (1696—1725) регулярный флот России был создан. Всего построено
111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 галер, значительное
число скампавей (полугалер), бомбардирских кораблей, до 300 мелких судов.
По боевым и мореходным качествам русские линейные корабли, строительство которых
началось с 1708 года, не уступали иностранным, а галеры успешно действовали
в шхерных районах Балтийского моря против шведских кораблей.
Убранство кораблей регулярного флота России было строже, скромнее, чем убранство
судов западных стран. Носовые статуи изображали в основном христианских святых —
покровителей моряков, а также мифологических богов, героев, реже — животных
и птиц. Как правило, носовое украшение было связано с названием корабля.
На линейных кораблях и фрегатах украшались также корма, боковые галереи, верхний
пояс бортов, концы крамболов, гальюн и носовая оконечность. Галеры и мелкие
суда имели вполне определенную форму декора: в центре кормы помещался герб, который
с двух сторон поддерживался фигурами мифологических героев, чуть ниже —
название судна. Борта красили в желтый, зеленый или синий цвет — строгой регламентации
на этот счет не было. Только с конца XVIII века была введена единая окраска
военных кораблей. Их борта стали окрашивать снаружи черной краской с широкими
белыми полосами вдоль линий пушечных портов, находившихся ниже верхней
линии палубы. Крышки же, или люки, пушечных портов оставались черными
(с внутренней стороны — красными). Таким образом, число черных квадратов на белых
полосах бортов говорило о количестве пушек в закрытых батареях корабля. С конца
70-х годов XVIII века начали применять медную обшивку днища кораблей. Благодаря
этому увеличилась скорость хода судов. В начале XIX века были модернизированы
рангоут и такелаж, введен новый покрой парусов, деревянные шлюпбалки
заменены железными, вместо добавочных парусов — стакселей на грот- и фок-мачтах
начали ставить триселя значительно большей площади, введены более прочные шпангоуты
и диагональные крепления набора. Все это позволило строить более крупные
суда с сильным артиллерийским вооружением.
В убранстве кораблей стиль барокко сменился классическим, расцвет которого в отечественном
судостроении приходится на 1825—1835 годы. Построенные в то время
корабли имели подчеркнуто строгий облик. Черно-белая окраска бортов гармонировала
с изысканной простотой немногочисленных деталей резного декора. Резьба золотилась
или покрывалась охрой. Острая носовая часть, цельная линия бортов, низкая
кормовая надстройка и значительные размеры — таковы были отличия вновь строящихся
судов от их предшественников.
Несмотря на то что в 30-е годы XIX века европейские морские державы и США стали
строить корабли, имевшие в качестве двигателей паровые машины и одновременно
паруса (пароходофрегаты), для середины столетия характерен расцвет парусного
флота во всем мире. Корабелы того времени создали поистине непревзойденные и по
сей день парусные корабли. XIX век ознаменовался великолепной победой русского
Черноморского флота. В морском сражении эскадра кораблей вице-адмирала П. С. Нахимова
уничтожила турецкий флот, стоявший на якорях в Синопской бухте. И все
же это сражение стало «лебединой песней» многовекового парусного флота. Начался
переход от парусного деревянного флота к паровому броненосному.
_____________________________________
* В скобках указаны даты по новому стилю.
|