Не менее сложные законы подобия определяют соотношения
между моделью и кораблем при изучении маневренности
и других его качеств. Как видите, только коснувшись, на
первый взгляд, простой задачи постройки модели корабля, мы
пришли к постановке сложнейших теоретических проблем, перед
которыми пока еще пасует всемогущая математика. А это значит,
что дел здесь — непочатый край и человек, посвятивший
себя судомоделированию, вряд ли рискует оказаться в
будущем без любимой работы.
Результаты, получаемые при испытании моделей, приобретают
наибольшую ценность, когда модель самоходная, т. е.
может находиться в автономном плавании, без помощи каких-либо
механических тяг или толкателей для перемещения модели и управления ею.
Можно построить модель сравнительно больших размеров
и поместить на ней водителя. Так иногда и делается. Но это
очень неудобно потому, что модель приходится делать
крупной — размером с настоящий катер. Кроме того, вес водителя
резко нарушает нормальное распределение нагрузки по корпусу
и не позволяет соблюсти полное подобие с оригиналом.
Поэтому наилучшие результаты достигаются при постройке
самоходных моделей, управляемых на расстоянии. Дистанционно
управляемые модели играют серьезную роль в судостроении,
и не случайно этому виду судомоделизма уделяется большое внимание.
Научившись строить такие модели и управлять ими, можно
и приобрести полезные знания, и накопить тот практический
опыт, без которого немыслим хороший водитель или строитель
кораблей. Но сначала придется ознакомиться с элементарными
основами физики, электротехники, электроники, с началами
теории связи и теории информации и некоторых других наук,
освоить специальности плотника, слесаря, радиомонтажника и
вообще стать мастером на все руки.
Эти первые попытки самостоятельной постройки модели корабля,
управляемого на расстоянии, по праву могут считаться
и первыми ступеньками широкой лестницы, которая приведет
одних в научные лаборатории, а других на капитанские мостики
могучих атомоходов.