Тем же долотом, но еще более осторожно, будем состругивать
все лишнее дерево с болванки до тех пор, пока наружные
лекала шпангоутов почти не подойдут на свои
места. Окончательно пригонять шпангоуты на место лучше
острой стамеской (рис. 11).
После того как и наружные лекала шпангоутов подойдут
внлотную, нужно снаружи и изнутри тщательно очистить
модель шкуркой. Затем корпус надо покрыть олифой и
дать ему хорошенько высохнуть.
Хоть мы и очень аккуратно вычерчивали, вырезали и
подгоняли наши лекала, но все же, когда корпус судна го-
тов, надо проверить, как он стоит на воде: нет ли у него
крена, т. е. наклона на какой-либо борт, или диферента —
наклона на нос или на корму.
То, чем мы собираемся заняться, делается с корпусами
настоящих судов и называется диферентовкой судна.
Опустим судно на воду и посмотрим, как оно себя ведет.
Если плавает ровно, — очень хорошо. Завалилось на какой-нибудь
борт, — возьмем тонкую свинцовую пластинку и
положим вдоль другого борта.
Выправилось — прекрасно! Пластинку прибьем к корпусу,
чтобы не сходила с места. Если нос осел в воду,
пластинку прибьем поближе к корме.
Хотя каждую модель можно удиферентовать при помощи
груза, лучше все-таки постараться сделать так, чтобы она
и без груза сидела в воде правильно. Если модель сидит
неправильно, это значит, что она неправильно сделана. Может
быть, с одной стороны борт вышел потолще или, наоборот,
при обработке выхватили лишнее. Прежде чем закреплять
на модели свинцовые пластинки, лучше попробовать
выправить ее равномерной обработкой.
Долго в воде модель держать не годится: она не окрашена
и может потрескаться.
После того как корпус покрыт олифой, он должен сохнуть дня два-три.
34