А. Некрасов и Н. Толмачев. Флот юных техников
|
«Кептен» и устроил гонку под парусами. К вечеру он вернулся
на свой флагманский корабль, а эскадра под парусами
при боковом ветре пошла на место сбора. Ночью поднялся
сильный ветер, а утром, когда эскадра собралась к
назначенному месту, вместо одиннадцати броненосцев там
оказалось только десять. Адмирал разослал их во все стороны
искать «Кептен», но его нигде не нашли. Тогда адмирал
отправил одно судно в ближайший порт, чтобы сообщить
о необыкновенной пропаже.
Но в порту уже знали об этом. Еще утром туда пришла
шлюпка с «Кептена» с восемнадцатью моряками, спасшимися
во время аварии. Эти моряки рассказали, что когда
ветер усилился, «Кептен» получил сильный крен, и в тот
момент, когда капитан раздумывал, убавить паруса или
нет, броненосец неожиданно перевернулся и сейчас же пошел ко дну.
Этот случай показывает, как опасно перегружать палубу
корабля и уменьшать высоту надводной части борта.
КАЧКА
Раз величина крена имеет такое значение для благополучного
плавания судна, значит важно построить судно так, чтобы
оно не очень сильно качалось на волне. Как это сделать?
Оказывается, что качку корабля можно увеличивать и
уменьшать, изменяя его остойчивость. Причем, как это ни
обидно, чем больше остойчивость, тем стремительнее будет
и качка, чем меньше остойчивость, тем плавнее качка.
Качанием называется размах судна с левой стороны на
правую и обратно. Время же, затраченное на совершение
одного качания, называется периодом качания судна.
Если изменить остойчивость корабля, например перенести
груз из трюма на палубу или наоборот, то период качания
изменится. При увеличении остойчивости период
качания будет меньше, при уменьшении остойчивости он
будет больше.
С кораблем получается то же, что с маятником метронома:
если поднять грузик на метрономе повыше, маятник
будет качаться медленнее.
Значит, чем больше период свободных качаний корабля,
тем плавнее его качка. Мало того, оказывается еше, что ко-
17
|
|
|
© ReSim Laboratory 2006-2023 |
|
|