ваясь, снялся с якоря и взял курс на север, чтобы вступить в полосу
южного пассата. Но надежды на пассат не оправдались, штиль и
слабый ветер затянули плавание: 56 дней длился переход до Гавайских островов.
В Гонолулу на "Диане" узнали: фрегат "Аврора", также
направлявшийся на Дальний Восток для усиления русской Тихоокеанской
эскадры, идет на Гавайи и отсюда будет продолжать плавание
совместно с "Дианой". Запасшись провизией и водой, Лесовский выщел
навстречу "Авроре", держась пути судов, идущих на Кальяо,
откуда и должна была прийти "Аврора". Две недели длилось напрасное
крейсерство "Дианы". Не встретив "Авроры", фрегат возвратился
в Гонолулу пополнить запасы воды и пищи.
На следующий день из газет наши моряки узнали о начале
войны англичан, французов и турок против России. Стало известно
также, что эскадра адмирала Прайса ищет корабли отряда Путятина.
Из Англии был специально послан 40-пушечный военный пароход
"Пайк" для захвата "Дианы". Не теряя времени, "Диана" снялась
из Гонолулу, взяв курс на север, к берегам восточной Сибири.
Переход прошел спокойно: вахты и учения, обычные судовые будни
дальнего рейса. 11 июля после зыбкой палубы моряки ступили на
землю в гавани Де-Кастри, где их ожидал отряд Путятина.
Задержавшись у берегов Сибири почти на три месяца, в середине
сентября 1854 г. "Диана" с посольством Путятина ушла в
Японию. По пути фрегат посетил японские порты Хакодате, Осака,
Кадо, и 22 ноября отдал якорь в бухте Симоду.
Переговоры проходили успешно и были на грани завершения,
но... 11 декабря 1854 г. в 10 часов утра вдруг начались сильные
колебания почвы и морского дна. В бухту ворвалась громадная волна,
достигла берега и, отразившись от него, встретилась при выходе
в море с такой же гигантской волной. Огромный вал обрушился на
берег и город. В несколько минут город превратился в руины.
Фрегат бросало и разворачивало на якорях, в течение получаса
он сделал 42 оборота, ударяясь о дно, когда отходила волна.
Огромные волны шли в течение нескольких часов, а когда все
стихло, выяснилось, что один матрос погиб и двое ранено. Корпус
фрегата оказался сильно поврежден, трюм заполнен водой, руль
сорван, мачты расшатаны настолько, что грозили каждую минуту
рухнуть на палубу. Казалось чудом, что "Диана" еще остается на
плаву. С фрегата сняли и свезли на берег пушки, а его отбуксировали
в залив Хеда в 35 милях от Симодо, где хотели вытянуть на
берег для ремонта. Однако на буксируемый фрегат обрушился новый
шквал. "Диане" не суждено было продолжать плавание. Приняв
много воды, фрегат затонул на большой глубине. 7 января 1855 г.
после крушения фрегата приступили к постройке шхуны "Хеда",
названной так в честь залива, в котором она строилась. Большая
часть нужного леса для постройки была вырублена в горах. Во
время строительства наши моряки учили помогавших им японцев гнать
смолу, прясть пеньку, вить тросы и шить паруса.
47