ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
М.А. Михайлов     От корабля к модели


не набрали силы, и фрегат через девять дней отдал якорь на рейде Копенгагена. Предвидя невозможность захода в порты Англии и Франции в связи с обострившимися отношениями между этими странами и Россией, Лесовский делает в Копенгагене все закупки, необходимые для длительного перехода. Он уверен в своем экипаже и офицерах, среди которых И. И. Бутаков, плававший ранее на "Палладе" и дошедший с ней до Сингапура, лейтенант А. Ф. Можайский, будущий конструктор и строитель первого в мире самолета, мичман Н. И. Пещуров, ставший впоследствии вице-адмиралом и кругосветным мореплавателем, капитан-лейтенант К. Н. Посьет, также плававший на "Палладе" в Японию, лейтенант А. И. Энквист, будущий капитан 1 ранга, кругосветный мореплаватель, трижды обогнувший земной шар, мужественный человек, лично спасший датского моряка в Балтийском море, А. А. Колокольцев, будущий контр-адмирал и управляющий Обуховским заводом, и многие другие.

"Диана" вышла из Копенгагена с полным, грузом. Быстро прошли проливы и в ночь с 29 на 30 октября вошли в Английский канал.

Лесовский, зная, что враждебные отношения с Англией каждый день могут перейти в войну, приказал на всякий случай зарядить пушки и усилить наблюдение за встречными кораблями. Но канал был пройден благополучно и фрегат вышел в Атлантический океан. С попутными нордовыми ветрами "Диана" сравнительно быстро до- шла до Канароких островов и 14 ноября отдала якорь на рейде Сан-Себастьяна. Стоянка была недолгой из-за эпидемии холеры, которая была в то время в Европе. Набрав воды, свежих овощей и провизии, фрегат взял курс на экватор. Во время перехода команда занималась артиллерийскими и парусными учениями, офицеры вели астрономические наблюдения, обучали грамоте матросов. Пассаты сменялись муссонами, но фрегат продолжал идти вперед, приближаясь к берегам Бразилии. 11 декабря открылся мыс Фрио. Здесь, как и в Английском канале, командир приказал зарядить пушки, а команда готова была померяться силой с грозной владычицей морей.

До Рио-де-Жанейро оставалось 70 миль, но ветер стих, что задержало фрегат на двое суток в океане. Наконец штиль сменился устойчивым попутным ветром, и 13 декабря поздно вечером "Диана" вошла в гавань Рио-де-Жанейро. Каково же было удивление русских моряков, когда на следующее утро они увидели в гавани стоящую англо-французскую эскадру, в состав которой входили английские 28-пушечный пароход под флагом контр-адмирала Хендерсона, винтовой 8-пушечный бриг; французские 30-пушечный фрегат и 16-пушечный бриг.

Англичане и французы также были немало удивлены появлением в порту русского фрегата. Утром на "Диане", не обращая внимания на стоявшие рядом суда будущего неприятеля, закипела работа: конопатили палубу и обтягивали такелаж, брали воду и провизию.

Английский адмирал пытался уговорить своего союзника-француза решиться объединенными силами захватить русский фрегат, но



45

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2019
след.