не набрали силы, и фрегат через девять дней отдал якорь на рейде
Копенгагена. Предвидя невозможность захода в порты Англии и
Франции в связи с обострившимися отношениями между этими странами
и Россией, Лесовский делает в Копенгагене все закупки,
необходимые для длительного перехода. Он уверен в своем экипаже и
офицерах, среди которых И. И. Бутаков, плававший ранее на "Палладе"
и дошедший с ней до Сингапура, лейтенант А. Ф. Можайский,
будущий конструктор и строитель первого в мире самолета, мичман
Н. И. Пещуров, ставший впоследствии вице-адмиралом и кругосветным
мореплавателем, капитан-лейтенант К. Н. Посьет, также плававший
на "Палладе" в Японию, лейтенант А. И. Энквист, будущий
капитан 1 ранга, кругосветный мореплаватель, трижды обогнувший
земной шар, мужественный человек, лично спасший датского моряка
в Балтийском море, А. А. Колокольцев, будущий контр-адмирал и
управляющий Обуховским заводом, и многие другие.
"Диана" вышла из Копенгагена с полным, грузом. Быстро прошли
проливы и в ночь с 29 на 30 октября вошли в Английский канал.
Лесовский, зная, что враждебные отношения с Англией каждый
день могут перейти в войну, приказал на всякий случай зарядить
пушки и усилить наблюдение за встречными кораблями. Но канал
был пройден благополучно и фрегат вышел в Атлантический океан.
С попутными нордовыми ветрами "Диана" сравнительно быстро до-
шла до Канароких островов и 14 ноября отдала якорь на рейде
Сан-Себастьяна. Стоянка была недолгой из-за эпидемии холеры,
которая была в то время в Европе. Набрав воды, свежих овощей и
провизии, фрегат взял курс на экватор. Во время перехода команда
занималась артиллерийскими и парусными учениями, офицеры вели
астрономические наблюдения, обучали грамоте матросов. Пассаты
сменялись муссонами, но фрегат продолжал идти вперед, приближаясь
к берегам Бразилии. 11 декабря открылся мыс Фрио. Здесь,
как и в Английском канале, командир приказал зарядить пушки, а
команда готова была померяться силой с грозной владычицей морей.
До Рио-де-Жанейро оставалось 70 миль, но ветер стих, что
задержало фрегат на двое суток в океане. Наконец штиль сменился
устойчивым попутным ветром, и 13 декабря поздно вечером "Диана"
вошла в гавань Рио-де-Жанейро. Каково же было удивление
русских моряков, когда на следующее утро они увидели в гавани
стоящую англо-французскую эскадру, в состав которой входили
английские 28-пушечный пароход под флагом контр-адмирала
Хендерсона, винтовой 8-пушечный бриг; французские 30-пушечный
фрегат и 16-пушечный бриг.
Англичане и французы также были немало удивлены появлением
в порту русского фрегата. Утром на "Диане", не обращая внимания
на стоявшие рядом суда будущего неприятеля, закипела работа:
конопатили палубу и обтягивали такелаж, брали воду и провизию.
Английский адмирал пытался уговорить своего союзника-француза
решиться объединенными силами захватить русский фрегат, но
45