ей которые располагали сильным флотом в Тихом океане. Из
Петербурга пришло предписание в бой не вступать, а уйти фрегату
в устье Амура. Но поскольку мелкий фарватер и извилистое устье
не позволили укрыть корабль, капитан повел его в Императорскую
(ныне Советскую) гавань, куда пришла "Диана" Команда и офицеры
с Путятиным перешли на нее.
Гончаров на шхуне "Восток" отправился в Аян, а оттуда через
Сибирь в Петербург. Его письма к друзьям и дневники за два года
плавания на фрегате с четырьмястами обитателей этого маленького
русского мира составили обширный труд, ставший под названием
"фрегат "Паллада" классическим образцом путевого очерка.
На "Палладе" были оставлены подпоручик Кузнецов, боцман
Синицын и десять матросов, которым было поручено в случае
появления неприятеля уничтожить фрегат, а самим добираться берегом
до поселений на Амуре. Зиму простояла "Паллада" в Императорской
гавани, весной за ней пришли фрегат "Аврора" и корвет "Оливуца".
Но швы "Паллады" настолько разошлись, что вода в трюме доходила
до жилой падубы. Буксировка судна не представлялась возможной.
Суда ушли, а через некоторое время в Императорскую гавань прибыл
офицер с приказом об уничтожении "Паллады".
Старый фрегат окончил свою жизнь на дне Императорской гавани.
Вначале кажется, что приказ о затоплении, который отдал
В. С. Завойко, был поспешным. Однако это не так. Ученик Лазарева,
участник Наваринского сражения, друг Нахимова и Истомина,
кругосветный мореплаватель, командир и военный губернатор
Петропавловского порта, отразивший нападение англо-французской эскадры,
как опытный моряк понимал, что основная причина нецелесообразности
сохранения фрегата не в сложившейся военной обстановке.
Основная причина была в возрасте фрегата. Нормальный срок службы
кораблей того времени до капитального ремонта был установлен
в 11 лет и после ремонта еще 6 лет. Корабли-долгожители были
редкостью, деревянные части их обычно быстро изнашивались. Мало
помогало пропитывание смолой, рыбьим жиром, закрашивание масляной
краской, раствором извести и обшивка медными листами. В
распоряжении строителей и моряков не было средств для устранения
быстрого износа.
Фрегат "Паллада" верой и правдой прослужил 23 года. Это
было редкостью, и кораблей с таким преклонным возрастом было
немного: линейный корабль "Императрица Екатерина II", спущенный
на воду в 1831 г. и разобранный в 1854 г., линейный корабль
"Полтава", прослуживший 31 год, и еще несколько других.
У В. С. Завойко были все основания считать нецелесообразными
буксировку и ремонт "Паллады".
В 1888 г. в Императорскую гавань зашел корвет "Витязь" под
Командованием С. О. Макарова, который понимал насколько важно
для всякого матроса и офицера ощущать свою связь со славными
делами прошлого, ибо, по его выражению, "преемственность поко-
43