ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
М.А. Михайлов     От корабля к модели


ей которые располагали сильным флотом в Тихом океане. Из Петербурга пришло предписание в бой не вступать, а уйти фрегату в устье Амура. Но поскольку мелкий фарватер и извилистое устье не позволили укрыть корабль, капитан повел его в Императорскую (ныне Советскую) гавань, куда пришла "Диана" Команда и офицеры с Путятиным перешли на нее.

Гончаров на шхуне "Восток" отправился в Аян, а оттуда через Сибирь в Петербург. Его письма к друзьям и дневники за два года плавания на фрегате с четырьмястами обитателей этого маленького русского мира составили обширный труд, ставший под названием "фрегат "Паллада" классическим образцом путевого очерка.

На "Палладе" были оставлены подпоручик Кузнецов, боцман Синицын и десять матросов, которым было поручено в случае появления неприятеля уничтожить фрегат, а самим добираться берегом до поселений на Амуре. Зиму простояла "Паллада" в Императорской гавани, весной за ней пришли фрегат "Аврора" и корвет "Оливуца". Но швы "Паллады" настолько разошлись, что вода в трюме доходила до жилой падубы. Буксировка судна не представлялась возможной. Суда ушли, а через некоторое время в Императорскую гавань прибыл офицер с приказом об уничтожении "Паллады".

Старый фрегат окончил свою жизнь на дне Императорской гавани.

Вначале кажется, что приказ о затоплении, который отдал В. С. Завойко, был поспешным. Однако это не так. Ученик Лазарева, участник Наваринского сражения, друг Нахимова и Истомина, кругосветный мореплаватель, командир и военный губернатор Петропавловского порта, отразивший нападение англо-французской эскадры, как опытный моряк понимал, что основная причина нецелесообразности сохранения фрегата не в сложившейся военной обстановке. Основная причина была в возрасте фрегата. Нормальный срок службы кораблей того времени до капитального ремонта был установлен в 11 лет и после ремонта еще 6 лет. Корабли-долгожители были редкостью, деревянные части их обычно быстро изнашивались. Мало помогало пропитывание смолой, рыбьим жиром, закрашивание масляной краской, раствором извести и обшивка медными листами. В распоряжении строителей и моряков не было средств для устранения быстрого износа.

Фрегат "Паллада" верой и правдой прослужил 23 года. Это было редкостью, и кораблей с таким преклонным возрастом было немного: линейный корабль "Императрица Екатерина II", спущенный на воду в 1831 г. и разобранный в 1854 г., линейный корабль "Полтава", прослуживший 31 год, и еще несколько других. У В. С. Завойко были все основания считать нецелесообразными буксировку и ремонт "Паллады".

В 1888 г. в Императорскую гавань зашел корвет "Витязь" под Командованием С. О. Макарова, который понимал насколько важно для всякого матроса и офицера ощущать свою связь со славными делами прошлого, ибо, по его выражению, "преемственность поко-



43

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2019
след.