С именами кораблей русского флота связаны героические события,
навсегда вошедшие а летопись боевой славы нашей Родины.
Неувядаемой славой обессмертили себя "Св. Павел", "Азов", "Варяг",
"Кореец", "Стерегущий" и многие другие линейные корабли,
броненосцы, крейсера и миноносцы. Но особенно дороги имена двух
кораблей: броненосца "Потемкин", ставшего символом первой русской
революции, и легендарного крейсера "Аврора", возвестившего
миру залпам своих орудий о крушении капитализма и начале новой
эпохи .в истории человечества - эпохи социализма.
Навечно внесены в историю нашей Родины замечательные даты
сражений отечественного флота.
Сражение при Гангуте. 1714 год. Война России со Швецией.
Шведы обладали одним из сильнейших по тем временам флотом
в Европе. Это были парусные корабли с мощной артиллерией.
Русский же флот имел небольшие парусно-гребные 36-весельные суда -
скампавеи, которые, однако, имели преимущество против шведских
судов в том отношении, что могли скрываться и лавировать в
мелководных шхерах, куда не в состоянии были проникнуть большие
шведские корабли. Сильной шведской эскадрой командовал адмирал
Ватранг, который выбрал позицию у Гангутского полуострова, пытаясь
запереть русский флот в Финском заливе и не дать ему прорваться
в Ботнический валив. Узнав об этом, Петр I прибег к военной
хитрости. Он приказал настилать помост в самом узком месте
полуострова, якобы собираясь перетаскивать галеры волоком по
суше. Ватранг разделил эскадру, одна ее часть пошла к
предполагаемому месту волока, а другая, ослабленная часть
осталась у Гангута.
26 июля Петр I, воспользовавшись штилевой погодой, решил
прорываться морем в Аланские шхеры, обойдя на веслах шведский
флот вне досягаемости огня его корабельной артиллерии. Авангард
галерного флота из 35 скампавеи двумя отрядами под командованием
капитан-командора М. X. Змаевича и бригадира Ф. Я. Лефорга
прорвался мимо шведских кораблей и блокировал их эскадру,
стоявшую в засаде у места предполагаемого волока. Шведы,
буксируя корабли шлюпками, пытались помешать прорыву, но эта
попытка окончилась неудачей. Рано утром 27 июля из прибрежных шхер
вышли главные силы русского галерного флота в составе 64 скампавеи
под командованием генерал-адмирала Ф. М. Апраксина. Движимые
веслами и имея хороший ход, стройные ряды русских галер
устремились в свободный проход у берега. Характерно, что во всех
флотах того времени гребцами на галерах были каторжники или
пленные. Вначале так было и на русских галерах, но Петр, понимая,
что пользы от таких гребцов во время боя будет мало, заменил
их вольнонаемными гребцами, а затем солдатами.
Обойдя Гангутский мыс, главные силы Апраксина присоединились
к своему авангарду. Шведские суда под командованием
шаут-бенахта (контр-адмирала) Н. Эреншильда заняли оборону между
двумя островами. В состав шведского отряда входили фрегат
18