для моделистов, умеющих работать с инструментом или
работающих под руководством опытных инструкторов.
Первый способ изготовления трехлопастного гребного винта не
требует сложного инструмента и особых материалов. На пластинке
латуни, меди или жести толщиной 1—0,5 мм циркулем проводится
окружность с диаметром, равным диаметру гребного винта. По
шаблону, изготовленному из картона, фанеры или тонкого оргстекла,
очерчивают контуры лопастей вместе со ступицей и по очерченным
местам вырезают его ножницами, с таким расчетом, чтобы прорези,
в зависимости от размеров гребного винта, не доходили до
центра на 3—7 мм. В центре нужно просверлить отверстие для
гребного вала. Вырезанные лопасти изгибают на угол. 30—35° по
отношению к ступице. Края лопастей закругляют напильником,
заостряя входящие кромки. Гребной винт припаивают к гребному валу,
а за гребным винтом на конце вала ставят обтекатель конической
формы, его можно сделать из свинца, олова или пластмассы.
Второй метод сложнее первого, но он более распространен среди
моделистов-спортсменов, а качество гребных винтов и их к.п.д.
намного выше, чем у первых.
Чтобы изготовить гребной винт, нужно сделать шаблоны лопастей
с припуском в корне для впайки их в ступицу. Для лопастей
подходит листовая латунь толщиной от 1—2 мм. На нее по шаблону
наносят контуры гребного винта, а затем лопасти вырезают
ножницами или вырубают зубилом. Зажав их вместе с шаблоном
в тиски, обрабатывают напильником, придавая лопастям форму в
продольном сечении постепенно суживающуюся от корня к внешнему
краю, а в поперечном сечении выпуклую в сторону носа корабля.
Входящая кромка лопасти должна быть острой, выходящая — тупой.
Ступицу желательно выточить из латуни на токарном станке.
Пропилы для лопастей делают под углом 45—60° к оси. В них
вставляют лопасти и запаивают. Для того чтобы шаг гребного
винта на всех его лопастях был одинаков, после пайки его
балансируют, т. е. одевают гребной винт со ступицей на стержень или
иглу, которая опирается на два лезвия бритвы, и в случае
перевешивания какой-либо из лопастей, с нее напильником снимают
лишний металл вблизи корня, не нарушая ее формы. Затем гребной
винт тщательно полируется. Это не только повышает коэффициент
полезного действия двигателя, но и придает модели законченный вид.
Можно изготовлять гребные винты и методом отливки из металла,
пластмассы или оргстекла. Но, к сожалению, это требует сложных приспособлений.
104