ка установки надстроек и деталей, указанных в чертежах. Изменять
что-либо из деталей недопустимо, так как это не будет
соответствовать прототипу строящегося корабля.
Модель прежде всего должна иметь государственную
принадлежность, то есть военно-морской и государственный флаги,
а также гюйс, который поднимается на гюйс-штоке военных кораблей
первого и второго ранга на якорной стоянке. Модель должна иметь
ходовые отличительные огни (правый — зеленый, левый — красный),
тоновый, добавочно топовый, гакабортный, а на кораблях
ВМФ есть еще дополнительные огни: флагманские, кильватерные,
дежурные и водолазные. Обязательно и кормовое ограждение винтов,
якоря, швартовое оборудование, без которого модель имеет
незаконченный вид. Киповые планки устанавливаются рядом с
кнехтами, но только в тех местах, где нет фальшборта. Если кнехт
стоит у фальшборта, то вместо киповой планки в фальшборте делается швартовый клюз.
Очень важно при изготовлении модели точно соблюдать окраску
различных частей корабля и дельных вещей. Подводный борт
ниже конструктивной ватерлинии красится в темно-красный или
темно-зеленый цвет, надводный борт выше ватерлинии — в шаровый,
таким же цветом красятся все надстройки, мачты, орудийные
стволы, люки и т. д.
В черный цвет красят глубинные бомбы, якоря, шпили, кнехты
и киповые планки.
Рубки и надстройки можно делать из оргстекла, целлулоида и
других материалов. По чертежу общего вида вырезают стенки
рубки, просверливают в нужных местах отверстия для иллюминаторов
и приступают к склеиванию (оргстекло клеится дихлорэтаном,
целлулоид — ацетоном). В том случае, если рубка или надстройка не
имеет острых углов, стены рубки можно изогнуть на круглом стержне,
зажатом в тиски: для этого необходимо оргстекло разогреть на
слабом огне, а целлулоид нагревают в горячей воде. После склейки
и обработки надфилями и наждачной бумагой рубку и надстройки
красят и вклеивают изнутри прозрачную планку, которая заменяет
стекла иллюминаторов. Сверху, с наружной стороны, приклеивают
в нужных местах колечки иллюминаторов. В боевых рубках делаются смотровые щели.
Ширина проходов между бортом и надстройками, в зависимости
от класса и величины корабля, допускается от 60 см до 2 м.
Все корабельные двери в рубках и надстройках имеют комингс
высотой от 50 мм до 300 мм. Все двери должны открываться по
ходу корабля, а дверная ручка расположена ближе к корме. Высота
двери должна быть от 1,8 до 2 м, при ширине 0,6—0,8 м.
В качестве становых якорей на боевых кораблях применяются
якоря Холла, с высотой лап и расстоянием между осями лап
1160 мм. Высота веретена 2330 мм. Для подъема якорей на
кораблях Военно-Морского Флота применяются шпильки и брашпили.
У эсминцев высота шпиля 700—900 мм, с диаметром барабана 200—400 мм.
57