таенного судна" были прекращены, а автор изобретения сослан
на Астраханскую верфь.
Через 50 лет после постройки «потаенного судна» Ефима Никонова
в Соединенных Штатах школьным учителем Давидом Бюшнелем была
построена подводная лодка, которая приняла даже
участие в боевых действиях против английского флота во время
войны за независимость.
В России в первой половине XIX столетия наиболее выдающимся
событием в области подводного судостроения была постройка
подводной лодки А. Шильдера. Ее стальной каркас был
обшит железными листами. На его подводной лодке впервые были
применены выдвижная вентиляционная труба для очистки
воздуха внутри лодки и примитивный перископ, состоявший из
зеркал в коленчатой трубе. Этот перископ и давал возможность
из подводного положения вести наблюдение за горизонтом. Для
движения лодки были применены весла-лопатки, насаженные на
концы горизонтальных валов, которые вращались гребцами.
Но несмотря на выдающиеся изобретения, развитие подводного
судостроения шло очень медленно.
По морям ходили доведенные до совершенства парусные корабли,
а в подводном судостроении никак не удавалось перейти
рубеж мускульной силы, заменив ее механическим двигателем.
Имена замечательных наших соотечественников Н. Полевого,
Н. Спиридонова, А. Титкова вошли в историю подводного судостроения.
Они много сделали для того, чтобы решить проблемы
двигателя для подводной лодки. Выдающиеся заслуги в истории
развития подводного кораблестроения принадлежат и другому
нашему соотечественнику И. Ф. Александровскому, который первый
применил механический двигатель для движения подводной
лодки. Его двигатель работал на сжатом воздухе. Запасы воздуха
хранились в лодке в специальных баллонах. На своей подводной
лодке Александровский впервые применил продувание водяного
балласта сжатым воздухом и кормовые горизонтальные рули.
Электрические аккумуляторы впервые появились на лодке другого
выдающегося русского инженера С. Джевецкого.
В начале XX столетия подводные лодки строили все морские
державы, а к началу первой мировой войны они входили уже в
состав флотов как боевые единицы, правда, рассматривались,
пока что, как второстепенные корабли.
Первая мировоя война и боевые действия подводных лодок на
коммуникациях противника показали их боеспособность и эффективность
не только как оборонного оружия, но и как грозной боевой
силы, способной самостоятельно решать боевые задачи.
10 июля 1915 года подводным минным заградителем «Краб»
было поставлено 60 мин в устье Босфора, на которых 18 июля
1915 года подорвался немецкий крейсер «Бреслау». Повреждения
на нем были настолько значительны, что крейсер надолго был выведен из строя.
27