Какие случаи бывают?
Модель заворачивает носом к ветру (приводится
к ветру). Это значит, что давление ветра на парус-грот
сильнее, чем на парус-стаксель. Переместите стаксель как
можно больше вперед. Если это не помогает, измените
наклон мачты. Увеличьте его в сторону носа, но не более
чем на 5°. Если и это не помогает, перемещайте всю мачту
целиком постепенно в нос до тех пор, пока модель не
пойдет в нужном направлении.
В этом случае центр парусности переместится вперед,
дальше от центра бокового сопротивления.
Модель поворачивается носом от ветра (уваливается
под ветер). Это значит, что давление ветра на парус-грот
меньше, чем на парус-стаксель. В этом случае перемещайте
стаксель ближе к мачте. Если это не помогает, измените
наклон мачты, увеличивая его в сторону кормы,
но не более чем на 10°, или переместите всю мачту в сторону кормы.
В этих случаях центр парусности переместится назад,
ближе к центру бокового сопротивления.
Для парусных судов имеет большое значение, под каким углом дует ветер.
Курсы парусного судна относительно ветра имеют следующие названия:
бейдевинд—если ветер дует под острым углом, навстречу.
Крутой, если этот угол около 30°, и полный, если он около 60°;
галфвинд—если ветер дует прямо в борт;
бакштаг — если ветер дует посредине между направлением с кормы и прямо в борт.
Если ветер дует в правый борт,—говорят: судно идет
правым галсом или бейдевинд, или галфвинд, или бакштаг правого галса.
Если ветер дует в левый борт, — говорят: судно идет
левым галсом или галфвинд, или бакштаг, или бейдевинд левого галса.
Для того чтобы модель отрегулировать для следования
этими курсами, надо соответственно подбирать шкоты или потравливать их.
Вот и все основные указания для регулировки модели
на воде. Остальное — дело рук самого строителя, его уменья и настойчивости.
20