СБОРКА МОДЕЛИ
Рекомендуем следующий порядок сборки модели шлюпа «Мирный»:
1. Собрать корпус, приклеить киль, форштевень, ахтерштевень,
дейдвуд, зеркало кормы, руслени, поставить нижние
юферсы, штульцы, княвдигед, установить бушприт и навесить руль.
2. Провести ватерлинию, вбить все обухи для бакштагов,
затем собрать гальюн с решеткой, установить эмблему. Вклеить галс-боканцы.
3. Вклеить все палубные детали, люки, решетки,
установить штурвал, киль-блоки барказа и мачтовые кнехты.
4. Установить палубу.
5. Собрать утлегарь и бом-утлегарь. Собрать мачты, при-
клеить чиксы, марсы, бугеля, на которых уже навешаны
отмеренные по шаблону ванты с вант-юферсами на концах.
Установить стеньги. Стень-ванты обтянуть еще до установки мачт.
6. Затем установить собранные мачты, обтянуть стоячий
такелаж мачт и бушприта.
7. Вооружить реи, ввязать все блоки, перты, бугеля лисель-спиртов, бейфуты.
8. Поднять до места нижние реи фока, грота и
бизани-бегин-рея. Навесить на гардели и борги
топенанты, закрепить бейфуты.
9. Провести брасы (бегучий такелаж рангоута), то же
проделать с марса-реями, гиком и гафелем.
10. Пришнуровать паруса. Швы имитировать карандашными
линиями. Прямые паруса кроить только параллельно
верхней кромке. Поставить лисель-спирты и якоря.
11. Установить шлюпки на боканцы, протянуть бегучий такелаж парусов.
12. Поднять флаг и вымпел.
Модель можно оставить без парусов. Это позволит лучше
видеть рангоут, его детали и такелаж.
* * *
Постройка моделей кораблей — судомоделизм — увлекательный
технический вид спорта. Занятия по судомоделизму
проводятся в организациях ДОСААФ, в Дворцах, Домах пионеров,
в школах. Построив модель корабля, можно принять
участие в соревнованиях и выставках, ежегодно проводимых
в нашей стране и за рубежом. Судомоделисты, выполнившие
соответствующие нормы и требования, получают спортивные
разряды, им могут быть присвоены звания мастера спорта
СССР и мастера спорта международного класса.
Согласно Единой всесоюзной классификации моделей кораблей
и судов копия любого судна или корабля, построенная
в определенном масштабе, является моделью. Такая модель
может быть изготовлена как с подводной частью, так
и без нее, т. е. до ватерлинии (относится к группе VIII).
Если длина ватерлинии модели менее 254 мм, то она
классифицируется как С-4 — миниатюра класса А, если длина
парусной модели более 254 мм, то она относится к классу Б С-1.
В конце брошюры приведен основной список материалов
и литературы, использованной автором и художником.
Обращение читателя к указанным источникам позволит уточнить
отдельные факты, шире ознакомиться со всем, что относится
к затронутой теме и получить дополнительные сведения по
конструкции деревянных парусных кораблей.
ЛИТЕРАТУРА
Чертежи шлюпа «Мирный». Фонд 327 оп. дело 2931.
Центральный Государственный архив Военно-Морского Флота СССР (ЦГАВМФ).
Беллинсгаузен Ф. Ф. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом
океане и плавание вокруг света в продолжении 1819,
1820 и 1821 гг., совершенные на шлюпе «Восток» и «Мирный»
под начальством капитана Беллингсгаузена, командира шлюпа
«Восток». Шлюпом «Мирный» начальствовал лейтенант
Лазарев. Первое издание вышло в 1831 г. в Петербурге,
третье, повторяющее первое, в 1960 г. в Москве в издательстве
Географической литературы.
Михайлов М. А. Модели парусных кораблей русского флота. Изд-во ДОСААФ, М., 1971.
Пасецкий В. М. Очарованный надеждой. Гидрометеоиздат» Л., 1970.
Хоккель Р. Постройка моделей судов XVI—XVII вв. Перевод
А.А. Чебана. «Судостроение», М., 1972.
11