Приведенный краткий перечень наименований основных
корабельных и судовых элементов и устройств не
исчерпывает все необходимые характеристики для кораблей
и судов, но дает известную последовательность при
дальнейшем изучении корабля и его частей, подробности о
которых можно найти как в корабельной документации, так
и в специальной литературе.
Для спортсменов-моделистов, участвующих в соревнованиях
моделистов ДОСААФ, рекомендуется тщательно
изучать свою модель по материалам прототипов настоящих
кораблей и судов, тем самым повышая свою морскую
грамотность, что, в свою очередь, и является одной из
основных задач морского моделизма. Знание морского дела
на соревнованиях и, в частности, на стендовых испытаниях
поможет спортсмену-моделисту занять лучшее место.
Наряду с этим спортсмены-моделисты всех возрастов
должны твердо запомнить, что успех соревнований и оценка
качества модели достигаются не только одними хорошими
теоретическими знаниями поморскому делу. Получение
наилучших успехов и оценок в соревнованиях может
быть также достигнуто тщательной, добросовестной и
своевременной подготовкой своей модели. Для этого
необходимо обеспечить ее надлежащими мореходными
качествами и достаточной прочностью корпуса, его устройств и деталей.
Спортсмены-моделисты знают, что соревнования самоходных
и парусных моделей происходят в большинстве
случаев на акваториях, где незначительные, по мнению
зрителей, помехи (рябь на воде и легкий ветерок) на
самом деле в масштабном приложении к моделям являются
для моделей сильным волнением и свежим ветром.
Пловучесть и непотопляемость моделей обеспечиваются
постановкой поперечных водонепроницаемых переборок
и надежной герметизацией верхней палубы (в особенности
на моделях авианосцев). Необходимая остойчивость
получается при низкорасположенном центре тяжести
модели. Это достигается, с одной стороны, балластировкой
корпуса и с другой—некоторым сокращением ненужных
по смыслу прототипа, излишних высокорасположенных и
тяжелых надстроек. Устойчивость на курсе, помимо чисто
конструктивных приспособлений, в значительной степени
зависит от парусности модели и взаимного положения
центра парусности (ЦП) и центра бокового сопротивления
77