риях как в боевой, так и в мирной обстановке.
Осуществление всех действий личного состава,
направленных к быстрейшей ликвидации повреждений и аварий корабля,
составляет содержание понятия борьбы за живучесть.
Живучесть корабля обеспечивается во время
проектирования и постройки корабля разумным устройством
корпуса и оборудования (конструктивной защитой), а также
должной организацией и подготовленностью личного
состава к борьбе за живучесть. Последнее, в свою очередь,
связано с использованием аварийно-спасательного
имущества, предусматриваемого обязательным табелем
снабжения для каждого корабля. Действия личного состава
по борьбе за живучесть состоят в борьбе за непотопляемость,
в борьбе с пожарами и в исправлении повреждений
энергетических средств и их магистралей.
Непотопляемостью корабля называется его
способность оставаться на плаву, сохраняя необходимый
запас пловучести и остойчивость после повреждения корпуса
и поступления забортной воды в часть внутренних
помещений. Непотопляемость на больших кораблях
обеспечивается запасом пловучести; средствами для его
сохранения являются бронирование борта в надводной и
подводной части, разделение корпуса кораблей и судов
на отдельные отсеки, отделяемые друг от друга поперечными
и продольными водонепроницаемыми переборками,
устройство двойного, а в некоторых случаях и тройного
дна, а также оборудование кораблей мощными водоотливными средствами.
Основными задачами по борьбе с непотопляемостью
корабля являются: удержание корабля в прямом положении
путем выравнивания крена и дифферента, борьба
с прониканием воды из затопленных отсеков в соседние,
удаление воды, просочившейся из соседних затопленных
помещений, подкрепление переборок и заделка пробоин.
Для определения правильных действий при спрямлении
судна, т. е. для выравнивания крена и дифферента,
на кораблях имеются таблицы непотопляемости,
рассчитанные и составленные при проектировании
корабля. При известных затопленных отсеках, пользуясь
таблицей непотопляемости, можно сразу принять решение
об искусственном контрзатоплении других отсеков для
спрямления корабля. Способ контрзатопления отсеков был
45