____________________________________________________________________
ВВЕДЕНИЕ
Русское кораблестроение, как и мореплавание, берет
свое начало в глубокой древности.
Наши предки не только плавали по рекам и озерам,
но и выходили на своих судах — ладьях, стругах, челнах,
«чайках» и кораблях — далеко в открытое море.
Более тысячи лет назад славяне совершали неоднократные
походы на Константинополь — столицу могущественной
в те времена Византии. Первый большой морской
поход в Византию был совершен дружинниками князя
Аскольда в 867 г. на двухстах судах и второй поход —
дружинниками князя Олега в 907 г. в составе двух
тысяч боевых ладей.
Большой интерес представляют собой походы казаков
по Черному морю в XVI и XVII вв., а также их флот,
строившийся для этой цели в Запорожской Сечи. По
свидетельству современников, основанием челна являлось
цельное днище, выдолбленное из ствола липового или
ивового дерева с длиной основания 13,7 м при наибольшей
длине, учитывающей носовые и кормовые свесы,
18,3 м. «Чайки» (так назывались казацкие челны) имели
ряд поперечных переборок при высоте борта до 3,96 м.
Артиллерийское вооружение «чаек» составляли фальконеты
числом до четырех—шести, в современном понятии
соответствующие 50-мм калибру пушки при длине калибра 30.
Смелые нападения на берега Турции, в том числе на
Варну, Очаков, Перекоп, Кафу (ныне Феодосию), Синоп
и Трапезунд, совершались обычно флотилиями до ста челнов
в соединении, несмотря на наличие у турок сильного
по тем временам морского флота. На рис. 1 в одном
масштабе изображены: в центре казацкая «чайка», слева
турецкая галера длиной 40 м и справа турецкий корабль длиной 36 м.
Один из боевых эпизодов, рисующих доблесть и мужество
запорожцев на море, красочно описан в повести
«Тарас Бульба» великого русского писателя Н. В. Гоголя:
3