тщательно шлифуют мелкой шкуркой и в несколько слоев покрывают
горячим парафином, чтобы обшивка и другие детали корпуса
при оклейке не приклеивались к болванке.
Теперь к корме гвоздиками прибивают транец шлюпки, вырезанный
из фанеры толщиной 3—4 мм, и укладывают в пазы шпангоуты,
вырезанные из авиационной фанеры толщиной 2 мм. Концы
шпангоутов у палубы прибивают (слегка) мелкими гвоздиками.
Чтобы шпангоуты при укладке в пазы не ломались, их нужно
предварительно размягчить в горячей воде и обогнуть вокруг забитых
по кривой на доске гвоздиков, радиус которой примерно соответствует радиусу шпангоутов.
Теперь болванку модели шлюпки можно обшить полосками
прессшпана или фанеры толщиной 1 мм в накрой. Сначала
накладывают днищевую обшивку, а затем на нее в накрой все остальные полоски.
Полоски обшивки имеют разную форму (профиль). Вырезают
их так. На болванку, там, где уже наклеена днищевая обшивка,
накладывают лист белой бумаги и проводят по нему несколько
раз пальцами руки. От этого на бумаге вырисуется нижний
(лекальный) профиль обшивки. Теперь бумагу по выделяющемуся
профилю обрезают ножницами, а профиль с помощью карандаша
переносят на фанеру и вырезают. Обрезанную часть лекальной
формы подравнивают напильником и отрезают заостренным концом
разведенного до нужной ширины штангеля полоску обшивки
заданной ширины.
Все нарезаемые полоски обшивки модели, а также шпангоуты
и кильсон с наружной стороны прогрунтовывают эмалитом или
клеем АК-20, сначала жидким, а затем натуральным, и дают
просохнуть. Перед накладыванием полосок обшивки на болванку
наружную часть шпангоутов (в местах укладки обшивки) и верхнюю
часть уложенной ранее обшивки смазывают эмалитом или клеем
АК-20. Полоски обшивки корпуса модели прибивают к транцу и
форштевню. При необходимости полоски прибивают и к шпангоутам,
но эти гвоздики затем вынимают.
Готовый обшитый корпус снимают с болванки, наклеивают на
него киль и планширь, окрашивают внутреннюю поверхность
корпуса, а затем устанавливают банки, рыбины и некоторые другие
детали. После этого корпус красят с наружной стороны, изготовляют
и устанавливают на свои места все остальные детали — решетчатые люки, весла и т. д.
Для крепления шлюпки к шлюпочным талям в носу и корме
шлюпки делают цепные подъемы. На моделях мелких масштабов
их изображают схематично в виде проволочных обушков. В планширь
шлюпки врезают металлические планки (подуключины) с
отверстиями—гнездами для уключин весел.
Банки для гребцов дополнительно крепят к бортам металлическими
скобами. На морских ялах применяют вальковые весла
(рис. 87), а на вельботах — безвальковые (распашные). На каждой
банке один гребец гребет одним распашным веслом. Тузики
74