ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
А. Бескурников.    Юный моряк-конструктор


и наблюдайте за парусом. Когда ветер попадет в парус сзади, он перебросит рею кругом на другую сторону шлюпки.

Этот маневр, называемый поворотом через фордевинд, может представлять значительную опасность, если он произойдет самопроизвольно, так как поворачивающимся гиком могут быть сбиты пассажиры, оборваны снасти, сломана мачта и даже, наконец, перевернута шлюпка.

Однако сознательное применение этого маневра является вполне законным, и его можно производить с полной гарантией безопасности, в чем можно убедиться при помощи модели.

Поставьте еще раз модель в положение хода по ветру, но на этот раз, поворачивая ее, постепенно выбирайте грот так, чтобы он стал почти параллельно лодке до того момента, когда ветер сможет задуть сзади. Тогда поворот паруса можно будет регулировать, и его инерция и скорость движения не смогут оказаться слишком большими.

Два последние маневра (поворот через фордевиад и поворот оверштаг) представляют собой, в сущности, одни маневр, но проводимый в двух противоположных направлениях: при ветре, дующем со стороны носа (встречном), ход против ветра и со стороны кормы (попутном).

Понаблюдайте за моделью в положении хода по ветру. Для того чтобы предупредить возможность самопроизвольного поворота паруса, моряки обычно держат свои суда на таком курсе, чтобы ветер дул с кормы под небольшим углом с противоположной стороны относительно положения грота.

Все описанные маневры лодки на столе производятся просто при помощи поворачивания модели рукой. На настоящем парусном судне управление производится, конечно, при помощи руля. Посмотрите, как действует руль модели при поворачивании румпеля: его действие противоположно действию автомобильного штурвала.

Если нужно повернуть шлюпку налево (причем левая сторона определяется по направлению к носу), то румпель нужно повернуть направо. Нужно помнить также, что если шлюпка дрейфует кормой вперед, то рули действуют в обратном направлении. Если вам читатель, когда-нибудь придется управлять настоящей парусной шлюпкой и вы забудете, как нужно поставить парус или руль, то просто поверните румпель по направлению к парусу. Тогда шлюпка повернется против ветра и остановится.

Во время опытов с моделью на столе можно получить ветер с любой стороны, в условиях же настоящего плавания приходится приспосабливаться к преобладающему ветру. Поэтому чрезвычайно важно точно знать направление ветра и быть готовым к. его возможному внезапному изменению.

Для того чтобы знать направление ветра, моряки обычно привязывают к клотику или верхней части мачты флажок (флюгарка) или щитки (ленты) к вантам около мачты. Старым «морским волкам» для определения ветра достаточно встать лицом к ветру и немного повернуть голову таким образом, чтобы шум от ветра в обоих ушах был одинаковым. Тогда лицо оказывается направленным прямо против ветра. Попробуйте это проделать перед вентилятором. Если шум мотора не слишком силен, вы скоро постигаете эту науку.

Научиться производить все вышеописанные маневры с примитивной моделью на столе, значит, овладеть большей частью основ парусного спорта. Такая практика даст возможность совершенно ясно представить



20

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2010
след.