Мы получили необходимые соотношения для определения
летных характеристик одноступенчатых и многоступенчатых
моделей ракет. Пользуясь приведенными
формулами, конструктор модели в процессе проектирования
и постройки сможет определить летные качества
модели ракеты. Достаточно хорошее совпадение расчетных
и фактических характеристик является критерием,
подтверждающим правильность выбора исходных данных
и реализации принятых технических решений.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
МОДЕЛЕЙ РАКЕТ
Приступая к проектированию модели, надо тщательно
изучить технические требования, предъявляемые к моделям
ракет, выполнение которых обязательно. Затем
нужно определить вес и габариты полезного груза и
специальных устройств, которые должны быть размещены
в модели ракеты для выполнения поставленной задачи,
После этого можно ориентировочно определить вес конструкции
модели ракеты без топлива и приступить к выбору
двигателя модели ракеты. Если тяга одного двигателя
окажется недостаточной, целесообразно просмотреть
вариант использования связки двигателей.
Если неизвестны основные параметры двигателя —
секундный расход топлива Gc, тяга Р и другие, их следует
определить экспериментально, ибо без них нельзя
рассчитать летные характеристики модели.
После этого можно приступить к компоновке модели
ракеты и изготовлению чертежа ее корпуса.
При компоновке (размещении) устройств, находящихся
на борту модели ракеты, следует стремиться. чтобы
центр тяжести модели был как можно ближе к острию
головного конуса. Обводы модели ракеты удобно
выбирать так, чтобы они представляли сочетание конических
и цилиндрических тел вращения. Это упростит ее изготовление.
Однако, прежде чем приступать к компоновке, целесообразно
предварительно определить интересующие
конструктора летные характеристики. При этом может
оказаться, что для выполнения поставленной задачи следует
отдать предпочтение двухступенчатой модели раке-
63