МНОГОСТУПЕНЧАТЫЕ МОДЕЛИ РАКЕТ
Для получения наибольшей высоты подъема или
дальности полета модели ракеты необходимо придать
возможно большую скорость. В зависимости от заданного
веса груза и заданной скорости выбирается запас
топлива. Чем больше груз и заданная скорость, тем
больший запас топлива должен находиться на борту
модели ракеты, а следовательно, тем большим оказывается
вес ее конструкции. Это происходит потому, что
вместе с увеличением веса топлива возрастает и объем
модели ракеты, а это приводит к необходимости усиления
конструкции и, следовательно, дополнительного увеличения ее веса.
Здесь и проявляется основной недостаток одноступенчатых
моделей ракет, который состоит в том, что
скорость у них сообщается не только полезному грузу,
но и всей конструкции, и это приводит к непроизводительной
затрате энергии. От указанного недостатка частично
свободны многоступенчатые (составные) модели
ракет. Многоступенчатая модель ракеты состоит из нескольких
моделей ракет, называемых «ступенями», которые
в собранном виде образуют один летательный аппарат.
Каждая ступень модели ракеты имеет свой собственный двигатель (рис. 27).
Наиболее мощным является двигатель I ступени, способный
поднять и разогнать модель ракеты до некоторой
скорости. После того, как будет израсходована основная
часть топлива, двигатель I ступени вместе с конструкцией,
включающей опорожненные емкости, может
быть отброшен. Дальше полет модели ракеты продолжается
при работающем двигателе II ступени, имеющем
меньшую тягу, но способном сообщить облегченной модели
ракеты дополнительную скорость. Этот процесс
повторяется до тех пор, пока не начнет работать последняя
ступень, которая представляет собой одноступенчатую
модель ракеты, несущую на себе полезный груз.
На рис. 27 показаны наиболее характерные конструктивные
схемы многоступенчатых моделей ракет с так
называемым поперечным (см. рис. 27,а) и продольным
(см. рис. 27,6) делениями. Если число ступеней больше
двух, можно также использовать комбинированную схему
с продольно-поперечным делением (см. рис. 27,б).
36