ЮМК
Лаборатория КОНСТРУКТОРА
Модель прокладывает дорогу


МОСТ НА "СОКОЛИНЫЙ ОСТРОВ" (паром "Сахалин")


И. Подколзин

      Посмотрите на карту Дальнего Востока нашей Родины, Параллельно меридианам вытянулся с севера на юг контурами напоминающий акулу "Соколиный остров" - так в старину называли Сахалин. Очень долго эта далекая земля считалась полуостровом, многие думали, что Сахалин с материком соединяет узкая песчаная отмель. Об этом упоминал Лаперуз в 1787 году, того же мнения придерживался и знаменитый Крузенштерн в запискам, датированных 1805 годом. И только сорок четыре года спустя капитан-лейтенант Невельской на транспорте "Байкала" прошел весь путь, отделяющий Сахалин от континента, опровергнув бытовавшее утверждение, что Сахалин является полуостровом.
      Хотя остров находится на одной широте с Крымом, по климату они не имеют ничего общего. На обширном пространстве Татарский пролив, самая узкая часть которого называется проливом Невельского, с октября по июнь забит льдом. А ведь Сахалин - это нефть, уголь, рыба, огромные сырьевые богатства. И поневоле приходит на ум пословица о телушке, полушке и перевозе...


      Директивами XXIII съезда партии предусмотрено строительство парома-ледокола, который мог бы совершать регулярные круглогодичные рейсы.
      В 1966 году специалисты города Горького закончили технический проект нового оригинального судна. Конструкторы и ученые решили очень серьезную задачу. И как уже стало обычным в науке и технике, путь в океан парому проложили модели. На них уточнялись наилучшие обводы, изучалось сопротивление воды движению судна и целый ряд других необходимых кораблю качеств.
      Как будет вести себя будущий паром на волнах, какова его маневренность, остойчивость и непотопляемость? Наконец, как лучше расположить механизмы, приборы, жилые и служебные помещения, где проложить рельсы для вагонов? Какой окажется осадка и способность противостоять штормам и льдам?
      Однажды на одном из водоемов появилась модель - точная копия парома-ледокола, выполненная в масштабе 1:15, размером почти в 8 м. Со стороны могло показаться, что убеленные сединами судостроители и молодые инженеры увлечены интересной игрой. Медаль то ходила по прямой, то описывала замысловатые циркуляции, ей создавали крен и дифферент, заставляли плавать передним и задним ходом. Создавая искусственный ураган, уточняли мореходные качества. Модель подводили под аэродинамическую трубу, определяя парусность. Переставляли искусно выполненные двигатели, лебедки, а порой даже рубки и надстройки, добиваясь наиболее выгодных архитектурных и эстетических решений. Шла исключительно важная и очень ответственная работа. На модели проверялось эксперементально все то, с чем придется встретиться проектируемому парому в повседневной жизни. Ввиду того что будущему судну предстояло курсировать между портами Ванино и Холмск, сделали макеты их причальных сооружений и высчитали, как будут осуществляться швартовка, прием вагонов, погрузка и разгрузка парома-ледокола в различных метеорологических условиях. Собрав и обработав все данные испытаний, проведенных на моделях, приступили к конструированию.
      И вот проект готов. Давайте разложим перед собой листы чертежей и страницы расчетов и, как по книге, прочтем по ним, каким будет это уникальное плавучее сооружение.
      Паром-ледокол, получивший условное название "Сахалин", предназначен для КРУГЛОГОДИЧНОГО, без скидок на погоду и ледовую обстановку, плавания между островом и материком. Весь путь он будет проходить за 8 часов, совершая два рейса (туда и обрито) в сутки. Еще на моделях определили, что ему не страшен ни десятибальный шторм, ни лед толщиной до метра. Длина исполина - 125 м, ширина - 21,5 м, высота борта - 8,8 м, что соответствует высоте трехэтажного дома, полное водоизмещение - 7500 т, при осадке - 6,3 м. Он сможет взять до 200 т груза. На палубе на расположенных в четыре рада рельсах разместятся 26 четырехосных железнодорожных вагонов - он может принять в свои недра целиком два пассажирских состава. Паром - дизель-электроход, его главные машины и гребные электродвигатели обладают суммарной мощностью в 20400 л.с. Максимальная скорость хода - 13 узлов (33,3 км/час). На судне установлено по винту и рулю - в носу и корме, что делает его, несмотря на, кажущуюся громоздкость, очень маневренным. Для удобства швартовки предусмотрена кормовая рулевая рубка, откуда будет производиться управление паромом в портах. Новейшее радионавигационное оборудование: радиолокационная установка, радиопеленгатор, эхолот и т.д. - обеспечит безопасное плавание. Экипажу и пассажирам созданы все необходимые условия для нормальной работы и отдыха; просторные салоны и кафе, удобные каюты, комната матери и ребенка.
      Все помещения оборудованы лампами дневного света и установками для кондиционирования воздуха.
      Пройдет немного времени, и красавец паром отправится в первый рейс по студеным водам к далекому "Соколиному острову". Не хочется повторять бытующее в последнее время, особенно в печати, выражение "Сахалин станет ближе", но, право же, трудно удержаться от этого. Он станет действительно ближе. И если когда-нибудь вы сможете совершить переход на этом чудо-судне, то обязательно вспомните о горьковских инженерах и их "игрушке-модели", испытавшей на себе все, с чем встретится в ра6оте паром-ледокол, которому она, как разведчик, проложила дорогу в большое плавание.





Расположение помещений на пароме-ледоколе:
1 - ходовая рубка; 2 - кают-компания; 3 - вагонное отделение; 4 - носовой руль; 5 - носовой винт; 6 - моторное отделение; 7 - машинное отделение; 8 - котельное отделение; 9 - кормовой винт; 10 - кормовой руль; 11 - кормовой пост управления судном; 12 - служебно-бытовые помещения; 13 - электростанция; 14 - гиропост; 15 - помещения пассажиров.

Источник: И. Подколзин. МОСТ на "Соколиный остров". / ж. "Моделист-Конструктор" № 3, 1967, 24-25 с.
Scan, Edit & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2006-2019