|
Лаборатория КОНСТРУКТОРА |
|
|
|
Модель прокладывает дорогу
|
МОСТ НА "СОКОЛИНЫЙ ОСТРОВ" (паром "Сахалин")
И. Подколзин
Посмотрите на карту Дальнего Востока нашей Родины, Параллельно
меридианам вытянулся с севера на юг контурами напоминающий акулу
"Соколиный остров" - так в старину называли Сахалин. Очень долго эта
далекая земля считалась полуостровом, многие думали, что Сахалин
с материком соединяет узкая песчаная отмель. Об этом упоминал
Лаперуз в 1787 году, того же мнения придерживался и знаменитый
Крузенштерн в запискам, датированных 1805 годом. И только
сорок четыре года спустя капитан-лейтенант Невельской на транспорте
"Байкала" прошел весь путь, отделяющий Сахалин от континента,
опровергнув бытовавшее утверждение, что Сахалин является полуостровом.
Хотя остров находится на одной широте с Крымом, по климату они не
имеют ничего общего. На обширном пространстве Татарский пролив, самая
узкая часть которого называется проливом Невельского, с октября по июнь
забит льдом. А ведь Сахалин - это нефть, уголь, рыба, огромные сырьевые
богатства. И поневоле приходит на ум пословица о телушке, полушке и перевозе...
Директивами XXIII съезда партии предусмотрено строительство
парома-ледокола, который мог бы совершать регулярные круглогодичные рейсы.
В 1966 году специалисты города Горького закончили технический проект
нового оригинального судна. Конструкторы и ученые решили очень серьезную
задачу. И как уже стало обычным в науке и технике, путь в океан парому
проложили модели. На них уточнялись наилучшие обводы, изучалось
сопротивление воды движению судна и целый ряд других необходимых кораблю качеств.
Как будет вести себя будущий паром на волнах, какова его маневренность,
остойчивость и непотопляемость? Наконец, как лучше расположить механизмы,
приборы, жилые и служебные помещения, где проложить рельсы для вагонов?
Какой окажется осадка и способность противостоять штормам и льдам?
Однажды на одном из водоемов появилась модель - точная копия парома-ледокола,
выполненная в масштабе 1:15, размером почти в 8 м. Со
стороны могло показаться, что убеленные сединами судостроители и молодые
инженеры увлечены интересной игрой. Медаль то ходила по прямой, то
описывала замысловатые циркуляции, ей создавали крен и дифферент,
заставляли плавать передним и задним ходом. Создавая искусственный ураган,
уточняли мореходные качества. Модель подводили под аэродинамическую трубу,
определяя парусность. Переставляли искусно выполненные двигатели, лебедки,
а порой даже рубки и надстройки, добиваясь наиболее выгодных
архитектурных и эстетических решений. Шла исключительно важная и
очень ответственная работа. На модели проверялось эксперементально все
то, с чем придется встретиться проектируемому парому в повседневной жизни.
Ввиду того что будущему судну предстояло курсировать между портами
Ванино и Холмск, сделали макеты их причальных сооружений и высчитали,
как будут осуществляться швартовка, прием вагонов, погрузка и разгрузка
парома-ледокола в различных метеорологических условиях. Собрав и обработав
все данные испытаний, проведенных на моделях, приступили к конструированию.
И вот проект готов. Давайте разложим перед собой листы чертежей и
страницы расчетов и, как по книге, прочтем по ним, каким будет это
уникальное плавучее сооружение.
Паром-ледокол, получивший условное название "Сахалин", предназначен для
КРУГЛОГОДИЧНОГО, без скидок на погоду и ледовую обстановку, плавания
между островом и материком. Весь путь он будет проходить за 8 часов,
совершая два рейса (туда и обрито) в сутки. Еще на моделях определили,
что ему не страшен ни десятибальный шторм, ни лед толщиной до метра.
Длина исполина - 125 м, ширина - 21,5 м, высота борта - 8,8 м, что
соответствует высоте трехэтажного дома, полное водоизмещение - 7500 т, при
осадке - 6,3 м. Он сможет взять до 200 т груза. На палубе на расположенных
в четыре рада рельсах разместятся 26 четырехосных железнодорожных
вагонов - он может принять в свои недра целиком два пассажирских состава.
Паром - дизель-электроход, его главные машины и гребные электродвигатели
обладают суммарной мощностью в 20400 л.с. Максимальная скорость
хода - 13 узлов (33,3 км/час). На судне установлено по винту и рулю -
в носу и корме, что делает его, несмотря на, кажущуюся громоздкость, очень
маневренным. Для удобства швартовки предусмотрена кормовая рулевая рубка,
откуда будет производиться управление паромом в портах. Новейшее
радионавигационное оборудование: радиолокационная установка, радиопеленгатор,
эхолот и т.д. - обеспечит безопасное плавание. Экипажу и пассажирам созданы
все необходимые условия для нормальной работы и отдыха; просторные салоны
и кафе, удобные каюты, комната матери и ребенка.
Все помещения оборудованы лампами дневного света и установками для
кондиционирования воздуха.
Пройдет немного времени, и красавец паром отправится в первый рейс
по студеным водам к далекому "Соколиному острову". Не хочется повторять
бытующее в последнее время, особенно в печати, выражение "Сахалин станет
ближе", но, право же, трудно удержаться от этого. Он станет действительно
ближе. И если когда-нибудь вы сможете совершить переход на этом
чудо-судне, то обязательно вспомните о горьковских инженерах и их
"игрушке-модели", испытавшей на себе все, с чем встретится в ра6оте
паром-ледокол, которому она, как разведчик, проложила дорогу в большое плавание.
|
Расположение помещений на пароме-ледоколе:
1 - ходовая рубка;
2 - кают-компания;
3 - вагонное отделение;
4 - носовой руль;
5 - носовой винт;
6 - моторное отделение;
7 - машинное отделение;
8 - котельное отделение;
9 - кормовой винт;
10 - кормовой руль;
11 - кормовой пост управления судном;
12 - служебно-бытовые помещения;
13 - электростанция;
14 - гиропост;
15 - помещения пассажиров.
|
Источник: И. Подколзин. МОСТ на "Соколиный остров". / ж. "Моделист-Конструктор" № 3, 1967, 24-25 с.
Scan, Edit & OCR: MasterRU
| |