Глава 1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Задачей привода, установленного на модели, является преобразование
энергии. Следовательно, конструирование привода должно
быть направлено на то, чтобы обеспечить модель достаточным
количеством аккумулированной энергии и максимально
эффективно преобразовывать ее в мощность движителя.
В качестве аккумуляторов энергии на моделях могут быть
использованы: резина, сжимаемый газ (механическая энергия),
твердое или жидкое топливо (химическая энергия), гальванические
элементы (электрохимическая энергия).
Самыми экономичными аккумуляторами энергии являются
твердые и жидкие топлива, однако вследствие низкого КПД
двигателей внутреннего сгорания и ракетных двигателей,
составляющего 2—20 %, это их преимущество используется очень слабо.
Иное дело — электродвигатели. Даже малогабаритные
электродвигатели (мощностью до 100 Вт) имеют КПД от 50 до 65 %.
Кроме того, их преимуществом является простота управления
процессом преобразования энергии с помощью электронных схем.
Возможность плавного дистанционного изменения частоты
вращения в обоих направлениях от нуля до максимально
возможной — важное достоинство электрических приводов.
Технические усовершенствования в области очень энергоемких
вторичных источников электропитания привели к разработке
элементов, разряд которых может быть произведен за очень
короткое время (от нескольких секунд до нескольких минут).
Такие источники открывают путь к созданию приводов, достаточно
мощных для моделей автомобилей, кораблей, судов и даже летательных аппаратов.
Однако, сначала следует бросить взгляд на историю развития
электроприводов. Первый катер с приводом от электродвигателя,
построенный русским физиком Якоби, прошел по Неве с
14 пассажирами в 1838 г. Самыми известными к настоящему
времени электромобилями, управляемыми на расстоянии, являются
Луноход-1 и Луноход-2 (рис. 1). Луноход-1 17 ноября
1970 г. был доставлен на Луну и по командам с Земли прошел
5