От автора
Цель данной книги — помочь работникам школ и внешкольных
учреждений развивать техническое творчество школьников, готовить
учащихся к творческому труду на современном производстве.
Одним из путей подготовки учащихся к техническому творчеству
на современном производстве является целенаправленное
обучение школьников основам методики конструирования технических
устройств в процессе разработки и изготовления действующих
моделей машин, приборов, аппаратов.
Успешному обучению школьников в процессе внеклассной работы
в наибольшей степени способствуют учет их интересов, добровольность
в выборе объектов конструирования и общественно
полезная направленность работы учащихся в кружке.
В предлагаемой книге общая методика конструирования показана
на моделях транспортных машин в силу следующих соображений:
1. Модели транспортных машин пользуются большой популярностью
у школьников всех возрастов, так как этими моделями
можно играть, их можно постоянно совершенствовать, их можно дарить друзьям.
2. Конструирование моделей транспортных машин открывает
широкие возможности для различного рода доступных детям аналогий с большой техникой.
3. Конструирование этих моделей позволяет наиболее полно
и в доступной форме показать школьникам логику технического
творчества в процессе конструирования.
4. В процессе конструирования моделей транспортных машин
находит наиболее полное отражение содержание общей методики
конструирования технических устройств.
5. Процесс конструирования подобных моделей допускает
использование как алгоритмических, так и эвристических приемов
в процессе решения технических задач.
6. При конструировании транспортных машин можно постоянно
показывать учащимся действие основных законов природы,
помогать им глубже осознать необходимость использования этих
законов (т. е. знаний, получаемых в школе на уроках) в решении
практических технических задач.
7. Поскольку процесс конструирования в кружке включает в
себя решение конструкторских, технологических и организационных
задач с последующим изготовлением и испытанием модели
(устройства), руководитель получает возможность формировать
у учащихся общепроизводственные навыки (например, навыки
планирования работы, организации рабочего места, ручной и механизированной
обработки различных материалов, составления технической
документации и пользования ею, творческой работы в
коллективе, общие навыки культуры труда и некоторые другие).
В книге наиболее подробно рассмотрены вопросы общей методики
конструирования, так как вопросы технологии изготовления
простых изделий в достаточном объеме даются в школе на уроках
труда. Вопросы технологии изготовления отдельных деталей, сборки
и подгонки их в узлах и механизмах достаточно широко освещены
в специальной литературе.
Как изготовлять детали, как собирать техническое устройство,
неплохо знают сами руководители технических кружков.
Поэтому в книге основное внимание уделено начальным этапам
осознания и формулировки возникающих технических задач на
каждом этапе разработки моделей.
При конструировании технических устройств разработчик
постоянно попадает в ситуации путника, стоящего на развилке
многих дорог. В книге подчеркивается роль знаний, которые являются
компасом при выборе верного и более короткого пути к
сформулированной цели. Приведенные в книге иллюстрации могут
служить пособиями на отдельных этапах конструирования.
В ходе предварительного обсуждения рукописи с методистами
станций и клубов юных техников выяснилась необходимость включения
в книгу некоторых исторических сведений о двигателях и
движителях, о возникновении той или иной конкретной конструкции.
Эти сведения приводятся в ограниченном количестве, но с
указанием соответствующих источников.
В целом в книге предпринята попытка в логической последовательности
ознакомить читателя с одним из возможных подходов
к обучению школьников основам общей методики конструирования
технических устройств, не вдаваясь в область специальных дисциплин
(сопротивление материалов, теоретическая механика, теория
машин и механизмов, материаловедение и др.).
В книгу включено большое количество задач, заимствованных
из задачников В. Г. Зубова, Н. И. Гольдфарба, М. Е. Тульчинского,
из периодической печати , в частности, из журналов «Моделист-
конструктор», «Юный техник», «Наука и жизнь».
Существенную помощь автору оказали сотрудники сектора
трудового воспитания и технического творчества Научно-исследовательского
института трудового обучения и профессиональной
ориентации АПН СССР, а также журнала ЦК ВЛКСМ «Моделист-
конструктор». Руководство Ногинского научного центра АН СССР
и коллектив лаборатории естественно-научных факультативов при
экспериментальной школе № 82 АПН СССР создали все необходимые
условия для завершения работы над книгой.
Автор считает необходимым также выразить свою признательность
кандидату физико-математических наук В. И. Шевцову,
оказавшему значительную помощь при обработке материала для
методического пособия, и работникам Центральной станции юных
техников РСФСР, которые в ходе обсуждения внесли ряд ценных предложений.
|