ЮМК
Лаборатория АВТОМОДЕЛИЗМА
avto
Кордовые автомодели

ГОНОЧНАЯ КОРДОВАЯ АВТОМОДЕЛЬ 2,5 см3

И. Сергеев

      У автомоделистов-гонщиков как-то не принято давать моделям имена. Наверное, поэтому первое, о чем мы спросили автора этой ни на что не похожей модели, о происхождении ее названия - "Вятка".
      Вместо ответа конструктор снял с модели, легкий стеклопластиковый обтекатель. В плане она оказалась очень похожей по компоновке на выпускавшийся много лет отечественный мотороллер ВП-150 "Вятка": консольно закрепленный на двигателе блок задних колес, двигатель - сбоку от продольной оси.
      Как нам представляется, такая схема заинтересует все категории автомоделистов - от начинающих до маститых. Первым она сулит относительную простоту изготовления и достижение неплохих результатов даже без форсировки двигателя, а опытным спортсменам - самые высокие скорости при использовании форсированных моторов.

      Необходимость такой автомодели возникла у нас, когда тщательно сберегаемые для новичков наборы "Темп" в конце концов были использованы и отработали свое. Хотелось сконструировать столь же простую, доступную для начинающих и в то же время более современную гоночную автомодель, нежели всем извествый "Темп".
      С самого начала договорились, что модель будет без зубчатой передачи. И дело даже не в том, что в автомодельном кружке ее не изготовить. В конце концов можно подобрать и готовые шестерни от старых механизмов или приборов. Дело в солидных потерях при передаче мощности через кардан и зубчатую пару.
      Единственное решение при этом - консольно закрепить колеса на коленвале двигателя. Подумали, посчитали. И с сожалением поняли, что нагрузки на подшипники коленчатого вала микродвигателя существенно превысят допустимые.
      А если надеть па вал двигателя стакан-маховик? И уж на него - колеса. Действительно, при таком расположении колес компоновка начала приникать вполне закономерный вид.
      Первые же прорисовки и расчеты показали, что нагрузки на подшипники стали вполне допустимыми для микродвигателя КМД-2,5. Мидель "фюзеляжа" уменьшился по сравнению с "Темпом" и оказался соизмеримым с наибольшим поперечным сечением чемпионатных гоночных автомоделей. К тому же такая компоновка "породила" маховик - его функцию выполняет массивная стальная ступица, на которой закрепляются оба ведущих колеса.
      Наибольшие трудности при реализации схемы вызвала прорисовка моторамы. Дебаты вокруг нее длились бы, наверное, целую вечность, но в один прекрасный день на моем столе оказался вырезанный из фанеры и склеенный на скорую руку макет. Почти такой, что изображен на чертеже. Автор же конструкции пожелал остаться неизвестным. Мы с благодарностью воспользовались "анонимной" схемой. Моторама, сделанная в соответствии с нею, получилась простой, компактной и прочной. К тому же она допускала многочисленные модернизации "Вятки".
      Таким образом, силовой блок, включающий в себя ступицу-маховик, два обрезиненных ведущих колеса, плотно посаженных на ступицу и закрепленних книгами, мотораму и двигатель КМД-2,5, вышел технологичным и, если можно так выразиться, функциональным. И действительно - всего четыре детали: три точеных и одна фрезерованная.
      Решить вопрос об устройстве переднего "моста" оказалось совсем не просто. Один предлагали насадить передние колеса на два проволочных уса, другие - сделать пружинную амортизацию с гидравлическим успокоителем... В конце концов остановились на варианте "резиновой" подвески. Решение примирило многих. Дело в том, что резина обладает более высокими демпфирующими свойствами, нежели пружинная сталь, а подбором формы и упругости амортизаторов можно добиться желаемых характеристик.
      Теперь надо соединить передний мост с ведущим-и модель скомпонована. Наиболее рациональный способ - с помощью стального или дюралюминиевого швеллера. На него легко монтируются и передний мост, и задний. С таким узлом не надо капотировать модель снизу и сбоку.
      Немаловажной была и надежная конструкция автомата остановки. Решили выключать микродвигатель, перекрывая подачу воздуха в карбюратор. Для "Вятки" этот способ оказался самым реализуемым: скошенную футорку надежно захлопывала несложная подпружиненная заслонка.
      И последнее, о чем следовало подумать,-топливный бак. Для автомодели такой компоновки больше всего подошла однокамерная "поилка" - ведь она практически полностью избавлена от влияния центробежных сил на подачу топлива в карбюратор.
      Начали с моторамы. Для нее потребовался дюралюминиевый брусок размером 40х57х142 мм. Фрезерование окон под двигатель и ступицу велось с разметкой "по месту", то есть сначала в обеих стенках просверливались отверстия диаметром несколько большим, чем у носка двигателя, а затем по установленному на раме КМД-2,5 точно размечались контуры отверстий.
      Ступица-маховик - из стали 30ХГСА, закаленной до bв = 120 кгс/мм2. Наибольшее внимание уделили разделке отверстия под конус вала двигателя. Чтобы посадка была плотнее, рекомендуем воспользоваться нашим опытом: подгонять конус в ступице "по краске" с использованием в качестве калибра посадочного конуса вала двигателя. Колеса на ступице не должны иметь люфтов.
      Силовой блок собирается в следующем порядке: внутрь рамы вкладываются диски колес, а затем в мотораму через боковое окно вводится ступица, и колеса винтами закрепляются на ней; далее на раме устанавливается двигатель, в последнюю очередь затягивается гайка, фиксирующая ступицу на валу микродвигателя.
      Раму "Вятки" согнули из листа дюралюминия толщиной 2,5 мм, обстучали по оправке и обрезали так, как показано на чертеже.
      Передний мост модели - двуплечная качалка, с одной стороны которой располагается передняя, ось, а с другой - рычаг. Сама качалка выпилена из дюралюминиевого листа толщиной 10 мм. Обойма для двух резиновых амортизаторов - из стальной полосы толщиной 2,5 мм. Форму и степень упругости резиновых амортизирующих шайб подбирали опытным путем. Она зависит от массы модели и качества беговой дорожки.
      Топливный бак - жестяной, паяный. Предварительно по месту была сделана деревянная болванка, и ухе по ней вырезаны, согнуты и спаяны отдельные детали. Дренажная трубка проложена по верху бака (изнутри), припаяла по всей ее длине. Перед окончательной сборкой бака в его стенки, примыкающие к мотораме, впаиваются два винта-одним из них бак крепится к уху на мотораме, а другой является своеобразным штифтом.
      На "Вятке-2,5" испытывалось два обтекателя - один стеклоэпоксидный, другой - долбленный из липы. Справедливости ради следует отметить, что трудоемкость изготовления того и другого примерно одинакова, иное дело, если таких моделей делается несколько.
      Кордовая планка - стандартная. Закрепляется она точно по центру тяжести модели. Учтите, что сконструирована "Вятка" с учетом ее движения по кордодрому против часовой стрелки.

ЧЕРТЕЖИ МОДЕЛИ

Общий вид гоночной автомодели:
Компоновка гоночной автомодели:
1 - качалка передней подвески (Д16Т), 2 - ось передней подвеска, 3 - амортизатор, 4 - винты и гайки крепления обоймы амортизатора, 5 - рама, 6 - винты крепления моторамы, 7 - двигатель КМД-2,5, 8 - винты МЗ крепления двигателя, 9 - трубка питания двигателя, 10 - дренажная трубка, 11 - топливный бак, 12 - гайка крепления ступицы, 13 - ступица-маховик, 14 - задние колеса с наварной резиной, 15 - моторама (Д16Т), 16 - винт М3 крепления бака, 17 - штифт фиксации бака, 18 - кронштейн, 19 - заслонка, 20 - "антенна", 21 - передняя ось (30ХГСА), 22 - "покрышка" переднего колеса (наварная), 23 - диск переднего колеса, 24 - подшипник, 25 - гайка крепления переднего колеса.
Устройство "автомата" остановки двигателя КМД-2,5:
1 - двигатель, 2 - футорка карбюратора, 3 - резиновая прокладка, 4 - заслонка, 5 - крючок фиксатора, 6 - кронштейн, 7 - "антенна", 8 - прижимная пружина, 9 - ось заслонки.


Источник: И. Сергеев. На корде - "Вятка-2,5". // "Моделист-конструктор" № 5, 1983, 21-23 с.    
Scan:???, Clean, Edit & OCR: MasterRU    
© ReSim Laboratory   2004-2022