|
Лаборатория АВТОМОДЕЛИЗМА |
|
Кордовые автомодели |
ГОНОЧНАЯ КОРДОВАЯ АВТОМОДЕЛЬ 2,5 см3
И. Сергеев
У автомоделистов-гонщиков
как-то не принято давать моделям
имена. Наверное, поэтому
первое, о чем мы спросили автора
этой ни на что не похожей
модели, о происхождении
ее названия - "Вятка".
Вместо ответа конструктор
снял с модели, легкий
стеклопластиковый обтекатель. В
плане она оказалась очень похожей
по компоновке на выпускавшийся
много лет отечественный мотороллер
ВП-150 "Вятка": консольно
закрепленный на двигателе
блок задних колес, двигатель -
сбоку от продольной оси.
Как нам представляется, такая
схема заинтересует все категории
автомоделистов - от
начинающих до маститых.
Первым она сулит относительную
простоту изготовления и
достижение неплохих результатов
даже без форсировки двигателя, а
опытным спортсменам - самые
высокие скорости при использовании
форсированных моторов.
Необходимость такой автомодели
возникла у нас, когда тщательно
сберегаемые для новичков наборы "Темп" в
конце концов были использованы и
отработали свое. Хотелось сконструировать
столь же простую, доступную для
начинающих и в то же время более
современную гоночную автомодель,
нежели всем извествый "Темп".
С самого начала договорились, что
модель будет без зубчатой передачи. И
дело даже не в том, что в автомодельном
кружке ее не изготовить. В конце
концов можно подобрать и готовые
шестерни от старых механизмов или
приборов. Дело в солидных потерях при
передаче мощности через кардан и зубчатую пару.
Единственное решение при этом -
консольно закрепить колеса на
коленвале двигателя. Подумали, посчитали.
И с сожалением поняли, что нагрузки
на подшипники коленчатого вала
микродвигателя существенно превысят допустимые.
А если надеть па вал двигателя стакан-маховик?
И уж на него - колеса. Действительно, при
таком расположении колес компоновка начала
приникать вполне закономерный вид.
Первые же прорисовки и расчеты
показали, что нагрузки на подшипники
стали вполне допустимыми для
микродвигателя КМД-2,5. Мидель "фюзеляжа"
уменьшился по сравнению с "Темпом"
и оказался соизмеримым с наибольшим
поперечным сечением чемпионатных
гоночных автомоделей. К тому
же такая компоновка "породила"
маховик - его функцию выполняет
массивная стальная ступица, на
которой закрепляются оба ведущих колеса.
Наибольшие трудности при реализации
схемы вызвала прорисовка моторамы.
Дебаты вокруг нее длились бы,
наверное, целую вечность, но в один
прекрасный день на моем столе оказался
вырезанный из фанеры и склеенный
на скорую руку макет. Почти такой,
что изображен на чертеже. Автор же
конструкции пожелал остаться неизвестным.
Мы с благодарностью воспользовались
"анонимной" схемой. Моторама, сделанная в соответствии с
нею, получилась простой, компактной и
прочной. К тому же она допускала
многочисленные модернизации "Вятки".
Таким образом, силовой блок,
включающий в себя ступицу-маховик, два
обрезиненных ведущих колеса, плотно
посаженных на ступицу и закрепленних
книгами, мотораму и двигатель
КМД-2,5, вышел технологичным и,
если можно так выразиться, функциональным.
И действительно - всего четыре детали:
три точеных и одна фрезерованная.
Решить вопрос об устройстве переднего
"моста" оказалось совсем не просто.
Один предлагали насадить передние
колеса на два проволочных уса,
другие - сделать пружинную амортизацию
с гидравлическим успокоителем...
В конце концов остановились на
варианте "резиновой" подвески. Решение
примирило многих. Дело в том, что
резина обладает более высокими
демпфирующими свойствами, нежели
пружинная сталь, а подбором формы и
упругости амортизаторов можно добиться
желаемых характеристик.
Теперь надо соединить передний
мост с ведущим-и модель скомпонована.
Наиболее рациональный
способ - с помощью стального или
дюралюминиевого швеллера. На него
легко монтируются и передний мост, и
задний. С таким узлом не надо
капотировать модель снизу и сбоку.
Немаловажной была и надежная
конструкция автомата остановки. Решили
выключать микродвигатель, перекрывая
подачу воздуха в карбюратор. Для
"Вятки" этот способ оказался самым
реализуемым: скошенную футорку
надежно захлопывала несложная
подпружиненная заслонка.
И последнее, о чем следовало
подумать,-топливный бак. Для автомодели
такой компоновки больше всего
подошла однокамерная "поилка" - ведь
она практически полностью избавлена
от влияния центробежных сил на подачу
топлива в карбюратор.
Начали с моторамы. Для нее потребовался
дюралюминиевый брусок
размером 40х57х142 мм. Фрезерование
окон под двигатель и ступицу
велось с разметкой "по месту", то есть
сначала в обеих стенках просверливались
отверстия диаметром несколько
большим, чем у носка двигателя, а затем
по установленному на раме КМД-2,5
точно размечались контуры отверстий.
Ступица-маховик - из стали
30ХГСА, закаленной до bв = 120 кгс/мм2.
Наибольшее внимание
уделили разделке отверстия под конус
вала двигателя. Чтобы посадка была
плотнее, рекомендуем воспользоваться
нашим опытом: подгонять конус в ступице
"по краске" с использованием в
качестве калибра посадочного конуса
вала двигателя. Колеса на ступице не
должны иметь люфтов.
Силовой блок собирается в следующем
порядке: внутрь рамы вкладываются
диски колес, а затем в мотораму
через боковое окно вводится ступица,
и колеса винтами закрепляются на
ней; далее на раме устанавливается
двигатель, в последнюю очередь
затягивается гайка, фиксирующая
ступицу на валу микродвигателя.
Раму "Вятки" согнули из листа
дюралюминия толщиной 2,5 мм,
обстучали по оправке и обрезали так, как
показано на чертеже.
Передний мост модели - двуплечная
качалка, с одной стороны которой
располагается передняя, ось, а с другой -
рычаг. Сама качалка выпилена из
дюралюминиевого листа толщиной 10 мм.
Обойма для двух резиновых амортизаторов -
из стальной полосы толщиной
2,5 мм. Форму и степень упругости
резиновых амортизирующих шайб подбирали
опытным путем. Она зависит от
массы модели и качества беговой дорожки.
Топливный бак - жестяной, паяный.
Предварительно по месту была
сделана деревянная болванка, и ухе по
ней вырезаны, согнуты и спаяны
отдельные детали. Дренажная трубка
проложена по верху бака (изнутри),
припаяла по всей ее длине. Перед
окончательной сборкой бака в его
стенки, примыкающие к мотораме,
впаиваются два винта-одним из них бак
крепится к уху на мотораме, а другой
является своеобразным штифтом.
На "Вятке-2,5" испытывалось два
обтекателя - один стеклоэпоксидный,
другой - долбленный из липы.
Справедливости ради следует отметить, что
трудоемкость изготовления того и другого
примерно одинакова, иное дело,
если таких моделей делается несколько.
Кордовая планка - стандартная.
Закрепляется она точно по центру
тяжести модели. Учтите, что
сконструирована "Вятка" с учетом ее движения
по кордодрому против часовой стрелки.
|
ЧЕРТЕЖИ МОДЕЛИ
Общий вид гоночной автомодели:
|
Компоновка гоночной автомодели:
1 - качалка передней подвески (Д16Т),
2 - ось передней подвеска,
3 - амортизатор,
4 - винты и гайки крепления обоймы амортизатора,
5 - рама,
6 - винты крепления моторамы,
7 - двигатель КМД-2,5,
8 - винты МЗ крепления двигателя,
9 - трубка питания двигателя,
10 - дренажная трубка,
11 - топливный бак,
12 - гайка крепления ступицы,
13 - ступица-маховик,
14 - задние колеса с наварной резиной,
15 - моторама (Д16Т),
16 - винт М3 крепления бака,
17 - штифт фиксации бака,
18 - кронштейн,
19 - заслонка,
20 - "антенна",
21 - передняя ось (30ХГСА),
22 - "покрышка" переднего колеса (наварная),
23 - диск переднего колеса,
24 - подшипник,
25 - гайка крепления переднего колеса.
|
Устройство "автомата" остановки двигателя КМД-2,5:
1 - двигатель,
2 - футорка карбюратора,
3 - резиновая прокладка,
4 - заслонка,
5 - крючок фиксатора,
6 - кронштейн,
7 - "антенна",
8 - прижимная пружина,
9 - ось заслонки.
|
Источник: И. Сергеев. На корде - "Вятка-2,5". // "Моделист-конструктор" № 5, 1983, 21-23 с.
Scan:???, Clean, Edit & OCR: MasterRU
| |
© ReSim Laboratory 2004-2022 |
|