ГОНОЧНАЯ МОДЕЛЬ АЭРОСАНЕЙ КЛАССА АС-1
Н. Коротков
Зимние кордовые скоростные
модели аэросаней строят в нашей
стране тысячи школьников-автомоделистов.
Интерес к ним особенно возрос в последние
годы. Дело, видимо, в том, что
на ледяных кордодромах появились
оригинальные спортивные
снаряды, в которых весьма трудно
узнать неуклюжие четырех-лыжные
аэросани недавнего прошлого.
В нашем кружке было сделано несколько моделей на базе
чертежей, опубликованных в
№ 1 «М-К» за 1983 год.
Однако исходную конструкцию пришлось
существенно доработать,
поскольку наши аэросани
предназначались специально для
начинающих спортсменов. Прежде
всего переделали мотораму под
полуторакубовый микродвигатель МК-17, заменивший «Ритм».
Самым, как нам кажется, интересным элементом нашей
модели стал своеобразный автопилот,
не позволяющий саням взлетать
в воздух. С его помощью удалось
также устранить опасные
раскачивания с носа на хвост и
обеспечить строго горизонтальное
положение скоростной на дистанции.
Предлагаем и вам сделать такую
модель. Надеемся, что вам
помогут наши конструкторские и
технологические рекомендации.
Корпус модели — из двух липовых
брусков. Советуем соединить заготовки
деталей 6 и 12 (см. рисунок)
поливинилацетатным клеем через бумажную
прокладку (например, из ватмана) и
затем обработать и совместно по
внешнему контуру. Тут же, чтобы получить
необходимую соосность соединения
винтами, сверлятся отверстия диаметром 10 и
16 мм. Далее заготовки разделяются
острым ножом и выдалбливается полость корпуса.
Для установки двигателя заготовьте
четыре резьбовые втулки — из латунной
или медной трубки с внутренней
резьбой М3. Втулки заклеиваются в
отверстия в нижней части корпуса.
Топливный бак спаяйте из жести.
Чтобы он получился герметичным и
красивым, целесообразно работать на
оправке из бука или дуба. Пользуясь
его, сначала выколотите две щеки-боковины,
после чего спаяйте обечайку.
В последней разделайте отверстия под
трубку питания, дренажную и заправочную,
а затем аккуратно припаяйте щеки.
«Ноги» шасси — из листового дюралюминия
Д16Т; каждая крепится за соответствующую
лапку двигателя. Сечение стоек каплевидное.
Каждый конек собирается из трех
металлических пластин, причем
центральная часть — из бронзы, еще
лучше — из титана, а щеки из любого
металла, например, дюралюминия. Одна
из щек левого конька вырезается
зацело с рычагом, управляющим
автоматическим стабилизатором аэромодели.
Хвостовая балка — из дюралюминиевой
трубки внешним диаметром около 10 мм.
В принципе, она может быть
деревянной, но тогда ее сечение придется увеличить.
Стабилизатор и руль из липовых дощечек.
После окончательной обработки
и окраски руль пришнуровывают к
стабилизатору капроновой ниткой. С
левой его стороны устанавливается
алюминиевый кабанчик. Стабилизатор
фиксируется на хвостовой балке с помощью
эпоксидного клея.
Кок воздушного винта составной:
фигурная гайка и шайба-обтекатель.
Материал для этих деталей выбирается
при балансировке модели, однако, по
нашему опыту, их лучше делать стальными.
Тягу, соединяющую рычаг конька и
кабанчик руля стабилизатора, мы
выгибаем из стальной вязальной спицы
диаметром 1—1,5 мм. Фиксация тяги на
рычагах — напайкой жестяных шайб.
Кордовая планка закрепляется на левой лапке двигателя.
Сборка модели. Прежде всего на нижней
части корпуса монтируется двигатель,
одновременно устанавливаются
стойки шасси и крепится кордовая
планка. Рядом приклеивается топливный
бак и после окончательной подгонки
крепится на четырех шурупах верхняя
часть корпуса. В заключение в
корпус вклеивается хвостовая балка.
Коньки соединяются со стойками
шасси винтами и гайками с резьбой М4.
Между стойкой и коньком вводится
пружина, выгнутая из стальной проволоки
ОВС диаметром 0,5 мм, — она обеспечивает
частичное подрессоривание коньков
и устойчивую работу автоматического стабилизатора.
Перед запуском тщательно отцентруйте
модель. Для этого подвесьте ее
на нити, привязанной к кордовой планке.
Правильно сбалансированная скоростная
должна висеть строго горизонтально.
Отклонения следует ликвидировать
облегчением (или утяжелением)
хвостовой части или заменой кока
воздушного винта и шайбы-обтекателя.
Отрегулируйте руль на стабилизаторе:
при горизонтальном положении
корпуса модели он должен находиться
в нейтральной позиции. Первые запуски
рекомендуем проводить, установив
тягу руля в самое нижнее отверстие
на рычаге левого конька. В дальнейшем
можно попробовать перенести шарнир
и в другие отверстия: оптимальным
будет то положение тяги, при котором
аэросани стабильно проходят
дистанцию без раскачивания хвостовой
части.
После отладки разберите модель,
отшлифуйте и окрасьте нитроэмалями и
наконец покройте одним-двумя слоями
паркетного лака — это придаст
поверхности устойчивый глянец и
предохранит нитрокраску от воздействия
компонентов топлива.
|