ЮМК
Лаборатория АВТОМОДЕЛИЗМА
avto
Кордовые автомодели

ГОНОЧНАЯ МОДЕЛЬ АЭРОСАНЕЙ КЛАССА АС-1

Н. Коротков

      Зимние кордовые скоростные модели аэросаней строят в нашей стране тысячи школьников-автомоделистов. Интерес к ним особенно возрос в последние годы. Дело, видимо, в том, что на ледяных кордодромах появились оригинальные спортивные снаряды, в которых весьма трудно узнать неуклюжие четырех-лыжные аэросани недавнего прошлого.

      В нашем кружке было сделано несколько моделей на базе чертежей, опубликованных в № 1 «М-К» за 1983 год. Однако исходную конструкцию пришлось существенно доработать, поскольку наши аэросани предназначались специально для начинающих спортсменов. Прежде всего переделали мотораму под полуторакубовый микродвигатель МК-17, заменивший «Ритм». Самым, как нам кажется, интересным элементом нашей модели стал своеобразный автопилот, не позволяющий саням взлетать в воздух. С его помощью удалось также устранить опасные раскачивания с носа на хвост и обеспечить строго горизонтальное положение скоростной на дистанции.
      Предлагаем и вам сделать такую модель. Надеемся, что вам помогут наши конструкторские и технологические рекомендации.
      Корпус модели — из двух липовых брусков. Советуем соединить заготовки деталей 6 и 12 (см. рисунок) поливинилацетатным клеем через бумажную прокладку (например, из ватмана) и затем обработать и совместно по внешнему контуру. Тут же, чтобы получить необходимую соосность соединения винтами, сверлятся отверстия диаметром 10 и 16 мм. Далее заготовки разделяются острым ножом и выдалбливается полость корпуса.
      Для установки двигателя заготовьте четыре резьбовые втулки — из латунной или медной трубки с внутренней резьбой М3. Втулки заклеиваются в отверстия в нижней части корпуса.
      Топливный бак спаяйте из жести. Чтобы он получился герметичным и красивым, целесообразно работать на оправке из бука или дуба. Пользуясь его, сначала выколотите две щеки-боковины, после чего спаяйте обечайку. В последней разделайте отверстия под трубку питания, дренажную и заправочную, а затем аккуратно припаяйте щеки.
      «Ноги» шасси — из листового дюралюминия Д16Т; каждая крепится за соответствующую лапку двигателя. Сечение стоек каплевидное.
      Каждый конек собирается из трех металлических пластин, причем центральная часть — из бронзы, еще лучше — из титана, а щеки из любого металла, например, дюралюминия. Одна из щек левого конька вырезается зацело с рычагом, управляющим автоматическим стабилизатором аэромодели.
      Хвостовая балка — из дюралюминиевой трубки внешним диаметром около 10 мм. В принципе, она может быть деревянной, но тогда ее сечение придется увеличить.
      Стабилизатор и руль из липовых дощечек. После окончательной обработки и окраски руль пришнуровывают к стабилизатору капроновой ниткой. С левой его стороны устанавливается алюминиевый кабанчик. Стабилизатор фиксируется на хвостовой балке с помощью эпоксидного клея.
      Кок воздушного винта составной: фигурная гайка и шайба-обтекатель. Материал для этих деталей выбирается при балансировке модели, однако, по нашему опыту, их лучше делать стальными.
      Тягу, соединяющую рычаг конька и кабанчик руля стабилизатора, мы выгибаем из стальной вязальной спицы диаметром 1—1,5 мм. Фиксация тяги на рычагах — напайкой жестяных шайб.
      Кордовая планка закрепляется на левой лапке двигателя.
      Сборка модели. Прежде всего на нижней части корпуса монтируется двигатель, одновременно устанавливаются стойки шасси и крепится кордовая планка. Рядом приклеивается топливный бак и после окончательной подгонки крепится на четырех шурупах верхняя часть корпуса. В заключение в корпус вклеивается хвостовая балка.
      Коньки соединяются со стойками шасси винтами и гайками с резьбой М4. Между стойкой и коньком вводится пружина, выгнутая из стальной проволоки ОВС диаметром 0,5 мм, — она обеспечивает частичное подрессоривание коньков и устойчивую работу автоматического стабилизатора.
      Перед запуском тщательно отцентруйте модель. Для этого подвесьте ее на нити, привязанной к кордовой планке. Правильно сбалансированная скоростная должна висеть строго горизонтально. Отклонения следует ликвидировать облегчением (или утяжелением) хвостовой части или заменой кока воздушного винта и шайбы-обтекателя.
      Отрегулируйте руль на стабилизаторе: при горизонтальном положении корпуса модели он должен находиться в нейтральной позиции. Первые запуски рекомендуем проводить, установив тягу руля в самое нижнее отверстие на рычаге левого конька. В дальнейшем можно попробовать перенести шарнир и в другие отверстия: оптимальным будет то положение тяги, при котором аэросани стабильно проходят дистанцию без раскачивания хвостовой части.
      После отладки разберите модель, отшлифуйте и окрасьте нитроэмалями и наконец покройте одним-двумя слоями паркетного лака — это придаст поверхности устойчивый глянец и предохранит нитрокраску от воздействия компонентов топлива.

ЧЕРТЕЖИ МОДЕЛИ


Источник: Н. Коротков. Взлет не состоится. // "Моделист-конструктор" № 9, 1986, 24-25 с.    
Scan:???, Clean, Edit & OCR: MasterRU    
© ReSim Laboratory   2004-2020