Д. Шепилов
С 1983 года федерация автомодельного
спорта СССР ввела класс ЭЛ-2.
В него входят простейшие кордовые
модели автомобилей с электродвигателем,
питаемым от внешнего источника
тока. Новый класс сразу же привлек
внимание юных спортсменов. Простота
конструкции, доступность материалов и
двигателей, возможность проведения
соревнований в каждом спортивном зале,
даже школьном, равные для всех условия -
неоценимые достоинства, особенно с
позиций развития массовости автомоделизма.
Ведь машинам этого класса
неважно, какая погода за окнами, в
селе или в городе находится кружок
автомоделирования.
Каковы же основные требования к
моделям ЭЛ-2? Они несложны. Во-первых,
и, наверное, это главное, разрешено
использование только стандартных
микроэлектромоторов, выпускаемых
московским заводом детских игрушек или
эстонским заводом "Норма" на напряжение
3,5 В. Во-вторых, модель должка
быть похожа на настоящий автомобиль
(спортивный, серийный) и тщательно
отделана. Неряшливый внешний вид
может привести к тому, что судейская
коллегия не допустит ее к соревнованиям.
Больше ограничений, касающихся
непосредственно микромашины, нет!
Зато есть возможности поиска оптимальной
конструкции и наилучшей ходовой
схемы. Единственное, о чем еще
упоминается в правилах относительно
модели, - это обязательное наличие
остановочного приспособления и требования
к кордовой планке. Расстояние от оси
симметрии машины до отверстия в
планке в пределах 130-140 мм,
минимальный диаметр отверстия 3 мм.
Планка должна нести два контакта диаметром 2 мм,
похожих на окончание сердечника
калильной свечи. С их помощью
электродвигатель соединяется с токонесущими
кордами. Замер скорости ведется с хода
на базе в 4 круга при радиусе "дорожки"
3,5 м. Питание внешнее, должна
быть обеспечена возможность регулирования
напряжения на кордах в пределах
0-6 В и изменения полярности,
Источником тока служит выпрямитель,
имеющий на выходе до 12 В постоянного напряжения.
Итак, мы познакомились со всеми
требованиями правил к новому классу,
Давайте теперь посмотрим, какой должна
стать модель ЭЛ-2. И прежде всего
выберем наилучшие размеры и массы.
Чем меньше модель, тем лучше, -
лишь бы свободно разместился двигатель.
А вот быть ли ей легкой или тяжелой...
На первый взгляд, микроавтомобили
ЭЛ-2 похожи на трассовые,
однако условия их движения совершенно
различны. Нет требований к динамике
разгонов и торможений, нет и
требований к устойчивости на виражах -
кордовые нити крепко держат модель
во время заезда в одном положении.
Так что же, проектировать ее
максимально тяжелой, как все кордовые? Это
нерационально: отношение массы к
мощности очень велико, и польза,
полученная от отличного сцепления
ведущих колес с "дорожкой", может
оказаться значительно меньше потерь на
увеличенное сопротивление вращению
колес и осей в подшипниках.
Поэтому можно рекомендовать такой
путь проектирования: создание
максимально легкой машины с возможностью
ее загрузки балластом. Так удастся
увязать качество и диаметр "покрышек"
с мощностью двигателя и состоянием
пола спортзала.
Теперь о конкретных элементах
конструкции. Шасси лучше однотипное для
всех вариантов. Допустимо, конечно,
использование несущих кузовов и
стержневых рам, но они гораздо сложнее.
Фанерная же пластина толщиной
1,5-2 мм позволит выполнить шасси за
считанные часы.
Кузов может быть изготовлен из самых
разнообразных материалов. Картон
и ватман, жесть и листовой целлулоид
или оргстекло, папье-маше и тонкая
фанера или "долбленка" из липы - выбор
зависит от вашего вкуса, возможностей
и формы "прототипа". Однако если вы
еще не остановились ни на одном из
вариантов, советуем попробовать
пенопластовый. Этому материалу проще
всего придать нужную форму с
помощью ножа и наждачной бумаги,
выдалбливать углубления в нем
несравненно легче, чем в древесине. А отделка
поверхности наложением тонкой,
предварительно раскроенной бумаги а
алюминиевой фольги быстро даст нужный
эффект. Останется немного подшпаклевать
некоторые места и окрасить готовый
кузов. Если вы использовали пенопласт
марки ПС (его моделисты называют
белым), не применяйте нитрошпаклевки,
нитролаки и эмали. Они не
воздействуют лишь на пенопласты
марки ПХВ (желтые). Полностью же
законченный вид кузову придадут мелкие
элементы - фары, ручки, молдинги,
накладные имитаторы лючков и бамперов
и другие.
Теперь о самом важном - о ходовой
части. Начнем с колес. Конечно,
нетрудно найти готовые, от сломанных
игрушек. Некоторые выглядят совсем "как
настоящие", имеют резиновые рифленые
шины, надежно сцепляются с полом. Но
не исключено, что эти детали придется
делать самим, особенно если в качестве
прототипа выбран исторический автомобиль
или современный рекордный с
ножевидными колесами. Здесь могут помочь...
Пустышки, самые обыкновенные
соски-пустышки! Их пластмассовые
круглые шайбы легко превратить в
любые колеса. Работа несложная. Надо
вырезать с помощью обломка бритвенного
лезвия, зажатого в рейсфедере
циркуля, "покрышки" из листовой
плотной или микропористой резины и зажать
их между парами шайб. Во время сборки
все стыки промазываются клеем
БФ-2 или "Уникумом". После обжатия
резины центральная медная трубка
раскернивается с обеих сторон, надежно
удерживая через прокладки весь комплект.
На рисунках показаны различные варианты
навески колес и осей в подшипниках
шасси. Используйте тот, который
покажется вам лучшим. Главная задача -
обеспечить легчайшее вращение
элементов. На собранной модели
обязательно проверяется, не клинятся ли
вращающиеся детали при их смещении в
сторону, что возможно во время заезда.
Передача от двигателя к ведущей оси,
если, конечно, колеса не посажены
прямо на вал моторчика, также должна
иметь минимальные потери. В большинстве
случаев лучше оставить небольшое
проскальзывание в передаче, чем
затормозить оси большой боковой нагрузкой
от натяжения пассика или от прижима
фрикционного ролика.
Чтобы уменьшить воздействие неровностей
настила пола, имеет смысл поработать
и над мягкой подвеской. Одно из
решений - фигурный кронштейн передней
оси с пластинчатыми усами-рессорами.
Остановочное приспособление
монтируется в кузове, ус автомата
выходит вверх (вбок запрещено правилами).
В качестве автомата используется
тумблер с ослабленной пружиной,
разрывающий цепь питания двигателя, или
самодельный микрорубильник.