Ю. Гербов
...И пускай старшие ребята не задаются
своими гоночными машинами с настоящими
микродвигателями внутреннего сгорания,
бетонированными кордодромами, высокими
скоростями своих моделей.
Мы тоже построим кордодром. Поменьше,
чем у старших. И попроще.
Но и на нем побегут гоночные модели,
которые мы сами смастерим-постараемся
даже сделать это без помощи
взрослых. Смастерить и то и другое не
так уж сложно - спросите у Димки и
его товарищей - учеников 112-й
московской школы, которые потратили на
всю работу ровно два часа.
Что делать сначала - кордодром или
машину? Давайте машину. На вкладке -
ее общий вид, чертежи рамы,
кузова, узел крепления двигателя к
ведущему колесу, а рядом - на сетке -
выкройка рамы с отверстиями для
передней и задней осей. В каждой
клеточке выкройки 1 см. Так что длина
рамы получается равной 200 мм, а
ширина машины по центрам шин, или, как
говорят автомобилисты, колея, 86 мм.
Вот с рамы-то мы и начнем. Лучше
всего было бы вырезать ее из
дюралюминиевого листа толщиной 0,8 мм,
но можно использовать и обыкновенную
консервную банку. Порядок работы:
сначала ножницами вырежьте четырехугольник
нужного размера, потом по клеточкам
перенесите на бумагу наш чертеж-выкройку,
увеличив его в 2 раза, и через
копировальную бумагу переведите
его на металл. Осталось аккуратно
вырезать раму и изогнуть ее по
пунктирным линиям. Отверстия для осей
пробейте гвоздем (конечно, лучше
просверлить их дрелью), а рваные края
зачистите напильником. Из того же
материала вырежьте и кордовую планку.
Ее присоединяют к раме обыкновенными
винтами от "Конструктора".
Вращать колеса у нас будет двигатель
типа ДП (ДП-4, ДП-10 и т. д.). На
цветном рисунке показано, как он
закрепляется во втулке ведущего
колеса и присоединяется к раме. Другое
заднее колесо крепится к раме
самостоятельно, держась на шайбочке и на
расклепанном конце своей же оси.
Колеса с осями возьмите от старой
машинки-игрушки, предпочтительнее
с резиновыми шинами.
Ну, а что делать, если колесиков нет!
Использовать старые резиновые подметки
или кусок автомобильной покрышки;
сначала нарисовать на нем круги, а
потом вырезать их перочинным ножом и
обработать рашпилем и напильником,
превратив в гладкие, ровные диски. Для
того чтобы колеса-самоделки не
соскакивали при движении, наденьте их на
втулочки от "Конструктора" или
выточенные из пластмассы, как показано
на рисунке, и приклейте к осям клеем БФ.
Впрочем, еще не окончена и работа с
жестью: предстоит вырезать пластику,
на которую будет опираться кузов.
Ее размеры - 46х130 мм, а изгибать
ее надо так, как показано на цветном
рисунке. Опорная пластина укрепляется
на раме теми же винтами, что и кордовая планка.
Вырезали все детали, изогнули их,
собрали воедино. А где же разместятся
источники тока - батареи? Есть два
варианта решения этой задачи.
Аккумуляторы типа 7Д-01 легко разместить в
самом кузове и выполнить подключение
так, как это делают все радиолюбители, -
на крышечках от старых батарей
"Крона". Батарею же КБС-Л в кузов
поместить сложнее - гоночная приобретает
"горбатый" вид. Придется ставить
на нее кузов "фургон" или... сделать
модель с внешним питанием. Ребята
из 112-Й школы объединили кордовую
нить, за которую держат модель,
чтобы она шла по кругу, и провода
от батареи. Проволочки эти, конечно,
должны быть в изоляции и как можно
более тонкие.
О кузове можно рассказывать очень
подробно. Возможности тут самые
широкие - склейте его из бумаги или
выклейте на болванке из папье-маше,
выгните из оргстекла - обо всех этих
способах наш журнал писал много раз.
Думается, однако, что многим из вас
понравится кузов из пенопласта - его
очень легко вырезать, причем любой
формы. Несложно и склеить его из
кусочков пенопласта, а для прочности
оклеить сверху капроновым чулком и покрасить.
Теперь о кордодроме. Им может
стать любая гладкая площадка. В самом
простом случае автомоделист становится
в центр круга и держит батарейку в
руках. Посложнее - в пол вбивается
устройство, показанное на рисунке, и на
него накидывается петля кордовой нити.
При этом батарея или аккумулятор должны
быть поставлены на модель. Можно,
конечно, использовать и скользящие
контакты, как это сделано на модели
вертолета, выпускаемой в ГДР, но тут
вам уже не обойтись без помощи взрослых.
В таком варианте батарея находится
в любом месте за кордом, и от нее
к кордовому устройству подводятся
провода.
Радиус кордовой нити произвольный.
Соревнования можно проводить на
скорость пробега моделью одного круга
или восьми кругов, как на настоящих
соревнованиях. Посостязавшись с
моделями, о которых мы здесь рассказали,
переходите и к более сложным - с
редуктором из шестеренок от "Конструктора",
с двумя двигателями; попробуйте
усложнить саму машину, добиваясь ее
сходства с серийными. Словом, работы
впереди - непочатый край. И работы,
очень интересной для каждого, кто
любит автомобиль и мечтает стать умелым
водителем и грамотным конструктором.