ЮМК
Лаборатория АВТОМОДЕЛИЗМА
avto
Автомодельный кружок

КОРДОДРОМ - ЗА ДВА ЧАСА

Ю. Гербов

      ...И пускай старшие ребята не задаются своими гоночными машинами с настоящими микродвигателями внутреннего сгорания, бетонированными кордодромами, высокими скоростями своих моделей.
      Мы тоже построим кордодром. Поменьше, чем у старших. И попроще. Но и на нем побегут гоночные модели, которые мы сами смастерим-постараемся даже сделать это без помощи взрослых. Смастерить и то и другое не так уж сложно - спросите у Димки и его товарищей - учеников 112-й московской школы, которые потратили на всю работу ровно два часа.

      Что делать сначала - кордодром или машину? Давайте машину. На вкладке - ее общий вид, чертежи рамы, кузова, узел крепления двигателя к ведущему колесу, а рядом - на сетке - выкройка рамы с отверстиями для передней и задней осей. В каждой клеточке выкройки 1 см. Так что длина рамы получается равной 200 мм, а ширина машины по центрам шин, или, как говорят автомобилисты, колея, 86 мм.
      Вот с рамы-то мы и начнем. Лучше всего было бы вырезать ее из дюралюминиевого листа толщиной 0,8 мм, но можно использовать и обыкновенную консервную банку. Порядок работы: сначала ножницами вырежьте четырехугольник нужного размера, потом по клеточкам перенесите на бумагу наш чертеж-выкройку, увеличив его в 2 раза, и через копировальную бумагу переведите его на металл. Осталось аккуратно вырезать раму и изогнуть ее по пунктирным линиям. Отверстия для осей пробейте гвоздем (конечно, лучше просверлить их дрелью), а рваные края зачистите напильником. Из того же материала вырежьте и кордовую планку.
      Ее присоединяют к раме обыкновенными винтами от "Конструктора".
      Вращать колеса у нас будет двигатель типа ДП (ДП-4, ДП-10 и т. д.). На цветном рисунке показано, как он закрепляется во втулке ведущего колеса и присоединяется к раме. Другое заднее колесо крепится к раме самостоятельно, держась на шайбочке и на расклепанном конце своей же оси. Колеса с осями возьмите от старой машинки-игрушки, предпочтительнее с резиновыми шинами.
      Ну, а что делать, если колесиков нет! Использовать старые резиновые подметки или кусок автомобильной покрышки; сначала нарисовать на нем круги, а потом вырезать их перочинным ножом и обработать рашпилем и напильником, превратив в гладкие, ровные диски. Для того чтобы колеса-самоделки не соскакивали при движении, наденьте их на втулочки от "Конструктора" или выточенные из пластмассы, как показано на рисунке, и приклейте к осям клеем БФ.
      Впрочем, еще не окончена и работа с жестью: предстоит вырезать пластику, на которую будет опираться кузов. Ее размеры - 46х130 мм, а изгибать ее надо так, как показано на цветном рисунке. Опорная пластина укрепляется на раме теми же винтами, что и кордовая планка.
      Вырезали все детали, изогнули их, собрали воедино. А где же разместятся источники тока - батареи? Есть два варианта решения этой задачи. Аккумуляторы типа 7Д-01 легко разместить в самом кузове и выполнить подключение так, как это делают все радиолюбители, - на крышечках от старых батарей "Крона". Батарею же КБС-Л в кузов поместить сложнее - гоночная приобретает "горбатый" вид. Придется ставить на нее кузов "фургон" или... сделать модель с внешним питанием. Ребята из 112-Й школы объединили кордовую нить, за которую держат модель, чтобы она шла по кругу, и провода от батареи. Проволочки эти, конечно, должны быть в изоляции и как можно более тонкие.
      О кузове можно рассказывать очень подробно. Возможности тут самые широкие - склейте его из бумаги или выклейте на болванке из папье-маше, выгните из оргстекла - обо всех этих способах наш журнал писал много раз. Думается, однако, что многим из вас понравится кузов из пенопласта - его очень легко вырезать, причем любой формы. Несложно и склеить его из кусочков пенопласта, а для прочности оклеить сверху капроновым чулком и покрасить.
      Теперь о кордодроме. Им может стать любая гладкая площадка. В самом простом случае автомоделист становится в центр круга и держит батарейку в руках. Посложнее - в пол вбивается устройство, показанное на рисунке, и на него накидывается петля кордовой нити. При этом батарея или аккумулятор должны быть поставлены на модель. Можно, конечно, использовать и скользящие контакты, как это сделано на модели вертолета, выпускаемой в ГДР, но тут вам уже не обойтись без помощи взрослых. В таком варианте батарея находится в любом месте за кордом, и от нее к кордовому устройству подводятся провода.
      Радиус кордовой нити произвольный. Соревнования можно проводить на скорость пробега моделью одного круга или восьми кругов, как на настоящих соревнованиях. Посостязавшись с моделями, о которых мы здесь рассказали, переходите и к более сложным - с редуктором из шестеренок от "Конструктора", с двумя двигателями; попробуйте усложнить саму машину, добиваясь ее сходства с серийными. Словом, работы впереди - непочатый край. И работы, очень интересной для каждого, кто любит автомобиль и мечтает стать умелым водителем и грамотным конструктором.

ЧЕРТЕЖИ и РИСУНКИ МОДЕЛИ


Источник: Ю. Гербов. Кордодром - за два часа. // "Моделист-конструктор" № 7, 1971, 25-26 с., вкл.4.    
Scan:???, Edit & OCR: MasterRU    
© ReSim Laboratory   2004-2016