А. Егоров, В. Горин
В 1983 году Федерация автомодельного спорта
России ввела новый класс кордовых моделей
ЭЛ-2. В него входят простейшие кордовые
модели с электродвигателем, питаемым от
внешнего источника тока. Новый класс сразу
же привлек внимание юных спортсменов.
Простота конструкции, доступность материалов
и двигателей, возможность проведения
соревнований на любой школьной спортивной
площадке, равные для всех условия —
неоценимые достоинства развития массового
автомоделизма.
Какие же основные требования к моделям класса ЭЛ-2?
Во первых, разрешено использование
стандартных микроэлектромоторов,
выпускаемых московским заводом детских
игрушек. Возможно использование импортных
электромоторов такой же мощности с рабочим
напряжением 3,5 В.
Во вторых, модель должна быть похожа
на настоящий автомобиль (спортивный или
серийный) и тщательно отделана. Неряшливый
внешний вид может привести к тому,
что судейская коллегия не допустит модель
к соревнованиям.
Требование к кордовой планке: расстояние
от оси симметрии машины до отверстия
в планке должно быть в пределах 130 —
140 мм. Других ограничений, касающихся
непосредственно микромашины, нет! Зато
есть возможности поиска оптимальной
конструкции и наилучшей ходовой схемы.
Обширная редакционная почта позволяет
сделать однозначный вывод — достоинство
класса ЭЛ-2 в простоте и доступности
изготовления кордовых моделей-полукопий.
Однако уже сейчас правомерно говорить о
двух направлениях, сложившихся в классе ЭЛ-2.
Первое направление — создание сверхпростых
моделей, рассчитанных на новичков.
Эти микромашины, хотя и имеют отличительные
признаки копий, больше напоминают
«мыльницы на колесах». Основная задача,
решаемая при их постройке, — познакомить
участников с моделизмом как с видом
технического творчества, научить их приемам
работы с различными инструментами.
Второе направление — проектирование и
изготовление достаточно серьезных полукопий.
Сегодня мы предлагаем вам построить
кордовую модель гоночного болида первого
направления. Общий вид модели изображен
на рисунках 1 и 5. Кузов микромодели 2
можно взять готовым от игрушечного
автомобиля или выклеить из папье-маше
самостоятельно по пластилиновой болванке.
Воздухозаборники 4 и 6, детали переднего
антикрыла 13 и детали заднего антикрыла 11, 9
и стойки 10 склейте из тонкого полистирола
или любого другого пластика.
Так же изготовьте муляж двигателя 7. Фигурку
пилота 5 можно вылепить из «холодной сварки»
для сантехники. Колеса 1 и 8
предлагаем изготовить из микропористой
резины согласно рисунку 4. Заготовку заднего
колеса 24 из того же материала установите
на удлиненную ось электромотора 25
и закрепите с помощью шайб 22 и гаек 23
согласно чертежу. Передние колеса
изготавливаются так же, как задние. Установку
электромотора 12 на раму 20 выполните
согласно рисунку 2. Раму 20 изготовьте из
листового пластика толщиной 1,5 мм.
Кронштейн передних колес 18 вырежьте
из тонкой жести. Переднюю ось 19 сделайте
из отрезка велоспицы. Советуем зафиксировать
переднюю ось упорными шайбами
17, припаянными к передней оси. На модель
установите электромотор с удлиненным
валом. Нужно аккуратно разобрать
электромотор и легкими ударами молотка
выпрессовать штатный вал. На его место
запрессуйте новый самодельный удлиненный
вал. Затем на концах вала нарежьте
резьбу М2, предназначенную для крепления
колес. Установите задние колеса согласно
рисунку 4 и закрепите электромотор на
раме жестяным хомутом 21 и саморезами 14.
Для обтекателей зеркал заднего вида
подберите выпуклые пуговицы. Зеркало
изготовьте из фольги.
Кордовую планку 15 вырежьте из листового
пластика толщиной 1,5 мм и закрепите
саморезами 14. Электропровода 16 подберите
с надежной изоляцией, а для самой
корды необходима прочная синтетическая
бечева. Для обеспечения движения модели
по кругу изготовьте центральную стойку
(рис. 3). Центральная стойка состоит из
ступицы 26, взятой целиком от переднего
колеса велосипеда, алюминиевой скобы 33,
саморезов 34, винтов М2, гаек М2, накладной
пластины 28, жестяного хомута 29, винта
31 с гайкой 28, двух батареек 30 и тонких
проводов 32. Если вы делаете модель для
запуска в спортивном зале, то необходимо
центральную стойку прикрепить к тяжелой
основе, например, на «блин» штанги. Но
лучше устраивать соревнования на открытом
воздухе, тогда центральную стойку проще
закрепить стальными шпильками длиной
200 мм, воткнутыми в землю.
В соответствии с правилами
модель болида должна быть оборудована
самодельным рычажным электровыключателем
питания для быстрой остановки кордовой модели.
Если в кружке сделаны сразу несколько
моделей, то можно провести увлекательные
соревнования моделей на максимальную
скорость движения по кругу. В соревнованиях
на одинаковых по конструкции
моделях побеждает только самый умелый
и аккуратный моделист.