МОДЕЛЬ АЭРОМОВИЛЯ С ДВИГАТЕЛЕМ МК-16
Р. Хабаров
Модели аэромобилей имеют ряд преимуществ
перед другими автомоделями: это простота конструкции,
регулировки, запуска двигателя; летом их
можно запускать на колесах, зимой — на коньках.
Они могут быть изготовлены учениками 5—7-х
классов. Начинающие моделисты приобретают при
этом навыки, необходимые моделистам-спортсменам:
а регулировке и запуске двигателя, подборе
необходимых компонентов топлива, умении
запускать модели на корде и другие.
На станции юных техников города Жуковского
Московской области в автомодельном кружке
строят модели аэромобилей уже четвертый год.
За это время было изготовлено и испытано много
конструкций. Мы расскажем об одной из них.
На рисунке 1 общий вид модели аэромобиля
с компрессионным двигателем МК-16. Она состоит
из двух основных частей: шасси и кузова (контура)
с топливным бачком, двигателем и воздушным винтом.
Раму (основание) шасси и контур надо выпилить
из фанеры по шаблонам. На раме выдалбливаются
пазы для шипов контура (рис. 2). Контур
соединяется с ней клеем АК-20.
Рессоры можно изготовить двумя способами.
Проще всего сделать их из дюралюминия Д16Т или
стального листа (ленты) толщиной 1,5 мм (см.
рис. 1). Они вставляются в пазы контура и крепятся
двумя болтами. Рессоры из полотна пилы или
из пружинной стали толщиной 0,8— 1 мм обеспечивают
хорошую амортизацию модели. К ним приклепываются
уголки из дюралюминия или стали.
Отверстия в стальных деталях можно просверлить
или выполнить пробойником на свинцовой плите.
Колеса состоят из дисков и шин. Диски вытачиваются
из дюралюминия, втулки — из бронзы или
латуни (рис, 3). Затем втулки запрессовываются
в диск и отверстия в них разверткой доводятся до
диаметра 4 мм. Оси колес лучше выполнить из
винтов М4 с гладкой шейкой.
Шины изготовляются из сырой резины. Вулканизация
производится в разъемной прессформе
(рис. 4). В кольцевое углубление одной половинки
прессформы положите сырой резины немного
больше, чем нужно для шины. Половинки пресс-формы
сложите, сожмите в тисках, уплотнив резину,
и затяните болтом и гайкой. Подогрейте прессформу
в муфельной печи до температуры 90—100°.
Сырая резина при этом размягчится и позволит
соединить половинки. Затем прессформа снова
помещается в муфельную печь, где выдерживается
30—50 минут (в зависимости от разновидности
сырой резины) при температуре 150—180°С.
Если нет муфельной печи, шины можно изготовить
на токарном станке из листовой вулканизированной
резины. Зажмите в патроне шпинделя
(рис. 5) деревянную болванку, к ней прикрепите
шурупами кусок резины, ножевидным резцом
сделайте в нем внутреннее отверстие и обрежьте
по наружному диаметру. Потом натяните на
деревянную оправку, которая зажимается в патроне,
и обработайте поверхность резины по шаблону
крупнозернистой шкуркой, наклеенной на деревянный
брусок. Надевать шину на оправку следует
с помощью металлических лопаток или затупленных
полукруглых стамесок.
Зимой вместо колес на модель устанавливают
коньки (на рисунке 1 они показаны штриховыми
линиями). Коньки изготовляются из листовой стали
толщиной 1,5—2 мм. Они крепятся к рессорам винтами
М4 с пружинными шайбами (шайбы Гровера).
Топливный бачок (рис. 6) вырежьте из жести. Он
крепится к пилону контура модели шурупами с
помощью кронштейнов. Заправочный дренажный 5
и топливный патрубки изготовляются из медной
трубки диаметром 3 мм и впаиваются в бачок (рис. 1).
Двигатель крепится винтами МЗ в проеме пилона
контура модели (рис.2). Патрубок карбюратора
соединяется с топливным патрубком бачка
хлорвиниловой трубкой.
Воздушный винт (рис. 7) изготовляется из твердых
пород дерева: бук, граб, береза и др. С
технологией изготовления воздушных винтов можно
познакомиться в книгах по авиамоделизму.
От подбора винта во многом зависит скорость
модели. Модели аэромобилей такого класса
развивали максимальную скорость 92 км/час.
Перед покраской модель предварительно грунтуют
клеем АК-20 и шпаклюют нитрошпаклевкой.
Модель запускают на корде, которая изготовляется
из стальной проволоки ОВС длиной 10 м и диаметром
0,6—0,8 мм. Одним концом она крепится
к кордовому устройству (рис. 9) в центре корта,
другим — к уздечке (рис. 8) на модели.
Для того чтобы модель при запуске не «забегала»
внутрь круга, ее надо отрегулировать; на прямом
участке она должна двигаться точно по прямой.
Модель запускают на корте по часовой стрелке,
что обусловлено реакцией воздушного винта. В
начале разбега следует поддержать корду рукой,
чтобы модель не приближалась к центру круга.
Максимальную скорость определяют обычно на
дистанции 500 м (8 кругов по корту).
Для запуска моделей нужно изготовить
передвижное кордовое устройство (рис. 9), которое
можно было бы устанавливать в центре корта летом
и на ледяной площадке катка зимой.
|