ЮМК
Лаборатория АВТОМОДЕЛИЗМА
avto
Автомодельный кружок

МОДЕЛЬ АЭРОМОВИЛЯ С ДВИГАТЕЛЕМ МК-16

Р. Хабаров

      Модели аэромобилей имеют ряд преимуществ перед другими автомоделями: это простота конструкции, регулировки, запуска двигателя; летом их можно запускать на колесах, зимой — на коньках.
      Они могут быть изготовлены учениками 5—7-х классов. Начинающие моделисты приобретают при этом навыки, необходимые моделистам-спортсменам: а регулировке и запуске двигателя, подборе необходимых компонентов топлива, умении запускать модели на корде и другие.
      На станции юных техников города Жуковского Московской области в автомодельном кружке строят модели аэромобилей уже четвертый год. За это время было изготовлено и испытано много конструкций. Мы расскажем об одной из них.


      На рисунке 1 общий вид модели аэромобиля с компрессионным двигателем МК-16. Она состоит из двух основных частей: шасси и кузова (контура) с топливным бачком, двигателем и воздушным винтом.
      Раму (основание) шасси и контур надо выпилить из фанеры по шаблонам. На раме выдалбливаются пазы для шипов контура (рис. 2). Контур соединяется с ней клеем АК-20.
      Рессоры можно изготовить двумя способами. Проще всего сделать их из дюралюминия Д16Т или стального листа (ленты) толщиной 1,5 мм (см. рис. 1). Они вставляются в пазы контура и крепятся двумя болтами. Рессоры из полотна пилы или из пружинной стали толщиной 0,8— 1 мм обеспечивают хорошую амортизацию модели. К ним приклепываются уголки из дюралюминия или стали. Отверстия в стальных деталях можно просверлить или выполнить пробойником на свинцовой плите.
      Колеса состоят из дисков и шин. Диски вытачиваются из дюралюминия, втулки — из бронзы или латуни (рис, 3). Затем втулки запрессовываются в диск и отверстия в них разверткой доводятся до диаметра 4 мм. Оси колес лучше выполнить из винтов М4 с гладкой шейкой.
      Шины изготовляются из сырой резины. Вулканизация производится в разъемной прессформе (рис. 4). В кольцевое углубление одной половинки прессформы положите сырой резины немного больше, чем нужно для шины. Половинки пресс-формы сложите, сожмите в тисках, уплотнив резину, и затяните болтом и гайкой. Подогрейте прессформу в муфельной печи до температуры 90—100°. Сырая резина при этом размягчится и позволит соединить половинки. Затем прессформа снова помещается в муфельную печь, где выдерживается 30—50 минут (в зависимости от разновидности сырой резины) при температуре 150—180°С. Если нет муфельной печи, шины можно изготовить на токарном станке из листовой вулканизированной резины. Зажмите в патроне шпинделя (рис. 5) деревянную болванку, к ней прикрепите шурупами кусок резины, ножевидным резцом сделайте в нем внутреннее отверстие и обрежьте по наружному диаметру. Потом натяните на деревянную оправку, которая зажимается в патроне, и обработайте поверхность резины по шаблону крупнозернистой шкуркой, наклеенной на деревянный брусок. Надевать шину на оправку следует с помощью металлических лопаток или затупленных полукруглых стамесок.
      Зимой вместо колес на модель устанавливают коньки (на рисунке 1 они показаны штриховыми линиями). Коньки изготовляются из листовой стали толщиной 1,5—2 мм. Они крепятся к рессорам винтами М4 с пружинными шайбами (шайбы Гровера).
      Топливный бачок (рис. 6) вырежьте из жести. Он крепится к пилону контура модели шурупами с помощью кронштейнов. Заправочный дренажный 5 и топливный патрубки изготовляются из медной трубки диаметром 3 мм и впаиваются в бачок (рис. 1).
      Двигатель крепится винтами МЗ в проеме пилона контура модели (рис.2). Патрубок карбюратора соединяется с топливным патрубком бачка хлорвиниловой трубкой.
      Воздушный винт (рис. 7) изготовляется из твердых пород дерева: бук, граб, береза и др. С технологией изготовления воздушных винтов можно познакомиться в книгах по авиамоделизму.
      От подбора винта во многом зависит скорость модели. Модели аэромобилей такого класса развивали максимальную скорость 92 км/час.
      Перед покраской модель предварительно грунтуют клеем АК-20 и шпаклюют нитрошпаклевкой.
      Модель запускают на корде, которая изготовляется из стальной проволоки ОВС длиной 10 м и диаметром 0,6—0,8 мм. Одним концом она крепится к кордовому устройству (рис. 9) в центре корта, другим — к уздечке (рис. 8) на модели.
      Для того чтобы модель при запуске не «забегала» внутрь круга, ее надо отрегулировать; на прямом участке она должна двигаться точно по прямой.
      Модель запускают на корте по часовой стрелке, что обусловлено реакцией воздушного винта. В начале разбега следует поддержать корду рукой, чтобы модель не приближалась к центру круга.
      Максимальную скорость определяют обычно на дистанции 500 м (8 кругов по корту).
      Для запуска моделей нужно изготовить передвижное кордовое устройство (рис. 9), которое можно было бы устанавливать в центре корта летом и на ледяной площадке катка зимой.


Рис.1. Модель аэромовиля с двигателем МК-16::
1 — рама; 2 — контур; 3 — конек; 4 — воздушный винт; 5 — дренажный патрубок; 6 - заправочный патрубок; 7 — бачок; 8 — кронштейны бачка; 9 — двигатель; 10 — рессора; 11 — колесо; 12 — развертка рессоры; 13 — гайка; 14 — хлорвиниловая трубка; 15 — отверстия для крепления кордовой уздечки.


Рис. 2. Шасси модели.
Рис. 3. Диск и втулка колеса.
Рис. 4. Прессформа для изготовления шин.
Рис. 5. Изготовление шин на токарном станке.
Рис. 6, Развертка топливного бачка.
Рис. 7. Воздушный винт.
Рис. 8. Кордовая уздечка модели.


Рис. 9. Передвижное кордовое устройство:
1 — маховик автомобильного двигателя; 2 — косынка; 3 — соединительный стержень; 4 — подшипник; 5 — хомутик; 6 — съемная труба; 7 — площадка толщиной 6—8 мм; 8 — корда.


Источник: . Аэромобиль. // ж. "Моделист-конструктор" № 8, 1966, 34-37 с.    
Scan: ???, Edit & OCR: MasterRU    
© ReSim Laboratory   2004-2022