ЮМК
Лаборатория АВТОМОДЕЛИЗМА
avto
Трассовый автомоделизм

ПУЛЬТ - ПИСТОЛЕТ

"Внимание! Старт!" - резко прозвучала команда, и маленькие, но очень похожие на настоящие машины резко рванулись с места и, быстро набирая скорость, помчались по извилистой дороге. Но что это? Одна из машин при старте резко прыгнула вперед и вверх, направляющий полоз выскочил из паза трассы, и, пока машину установили на место, другие модели прошли почти полный круг.

Причина подобных аварий чаще всего кроется в нерациональной конструкции и неправильной схеме включения пульта управления машинами, или, как мы будем называть его, управляющего устройства. Сейчас на трассовых моделях употребляются мощные быстрооборотные электродвигатели. Лучшие современные двигатели для трасс потребляют ток до 5а и развивают до 30 тыс. об/мин при напряжении на контактах трассы до 16 в. Наши моделисты в качестве управляющего устройства чаще всего используют обычный выключатель типа КВ. Он позволяет быстро, с малой потерей времени, включать и выключать напряжение, подаваемое на токовые шины трассы.

Очень быстро можно пустить и остановить машину таким способом. Но хорошо ли это? Нет, плохо! Резкое включение полного напряжения на старте приводит к прыжку машины и аварии. Невозможность плавной, но оперативной регулировки напряжения приводит к тому, что приходится вести по трассе машину рывками - импульсами, так как при большой скорости очень трудно проходить повороты, особенно по малым радиусам, где машину не только заносит, но и совсем выбрасывает из трассы.

Некоторые конструкторы применяют для регулировки напряжения управляющие устройства с реостатами (переменными сопротивлениями) разных систем, но не всегда учитывают величину стартового тока. А последний при пуске двигателя резко возрастает и у современных специальных моторчиков для трассовых моделей достигает 15 а. В результате при частом включении и выключении двигателя обычный реостат перегорает.

Что же нужно сделать, чтобы подобные аварии на трассе были исключены?

Наша промышленность выпускает очень много типов резисторов в стеклянной изоляции. У некоторых из них частично снят остеклованный слой, и по освобожденному участку движется хомутик, позволяющий изменять величину сопротивления (рис.1а).

Подобный резистор не очень сложно сделать, сняв аккуратно слой остекления с помощью ручного полировального камня или бархатного напильника.

Общий чертеж устройства дан на рисунке 2. Плата - основание устройства - выпиливается из изолирующей пластмассы - оргстекла или винипласта - толщиной 46 мм; на рукоятку наклеиваются или привинчиваются накладки (см. рис. 2) из пластмассы, дерева, пенопласта и др., и рукоятка обрабатывается напильником. Очень хороша рукоятка из пенопласта: она совершенно не скользит в руке. Перед тем как прикрепить накладки с насечкой к рукоятке, с внутренней стороны делается полукруглый паз для провода, идущего от управляющего устройства к трассе. Сверху платы двумя винтами крепится резистор со снятым с двух сторон остеклованным слоем. Обычно для моторов почти всех типов, применяемых на моделях, подходит остеклованный резистор 6-10 ом и мощностью 10-20 вт. Зазор между установленным сопротивлением и платой необходимо выдержать в пределах 3-5 мм, так как от нагрева во время работы не исключено оплавление платы.

Курок, дающий возможность изменить величину сопротивления, изготавливается из той же пластмассы. Он обрабатывается напильником так, чтобы палец удобно лежал на нем. Самой сложной деталью является контакт курка, от него зависит качество работы управляющего устройства. Контакт можно сделать односторонним или двусторонним (рис. 16), Двусторонний контакт предпочтительнее, так как площадь его соприкосновения с намоткой больше. Контакт делается из жесткой (гартованной) латуни толщиной 0,3-0,5 мм. Очень хорошо на скользящих плоскостях контакта прикрепить но не пайкой) пластинки из роторных медно-графитовых щеток. Их можно укрепить с помощью закраин, предусмотренных при вырезании контакта из латуни. Контакт крепится к курку двумя винтами. Один из них служит осью курка, другой - для крепления возвратной пружины курка. Курок с контактами и пружиной устанавливается на плате так, чтобы контакты плотно прилегали к оголенному участку остеклованного резистора. Другой конец возвратной пружины винтом крепится к плате, усилие на курке при работе не должно быть очень сильным. Палец быстро устает, и трудно плавно регулировать подачу тока.

Ваше управляющее устройство готово, нужно только правильно соединить проводку. Как это сделать, видно из рисунка 3. Все концы проводов должны иметь наконечники. Их нетрудно сделать самому из латуни толщиной 0,3-0,5 мм.

Провод, идущий к трассе, должен иметь хорошую изоляцию, быть гибким, эластичным и иметь сечение не менее 1 мм2.

Рис. 1. Остеклованный резистор со снятым слоем::
а - слой снят с одной стороны, б - двойной контакт, 1 - участок со снятым остеклением, 2 - фарфоровая трубка, 3 - контакты курка, 4 - медно-графитовый контакт, 5 - намотка сопротивления, 6 - подвижной хомутик.
Рис. 2. Общий вид управляющего устройства::
1 - шнур от источника питания, 2 - рукоятка, 3 - плата, 4 - пружина, 5 - щетка скользящего контакта, 6 - резистор, 7 - скользящий контакт, 8 - курок, 9 - паз, 10 - накладка рукоятки.

Л. КИНЦБЕРГ,
судья всесоюзной категории

Источник: Л. Кинцберг. Пульт-пистолет. "Моделист-Конструктор" № 9, 1970, 47 с.
Scan & OCR: MasterRU

© ReSim Laboratory   2004-2008
Hosted by uCoz