Блок питания
На рисунке 1 приведена принципиальная
схема блока питания мощностью 720 вт, который
может обеспечить электроэнергией одновременно
четыре дорожки трассы. Первичная обмотка
силового трансформатора имеет
два отвода. Благодаря им блок питания
включают в сеть с переменным напряжением
110-220 в. Силовой трансформатор выполнен
на сердечнике из пластин УШ-40; толщина
набора пакета пластин - 150 мм. Первичная
сетевая обмотка состоит из трех отсеков: первый
содержит 86 витков провода ПЭЛ-0,63,
второй - 17 витков ПЭД-0,63, третий - 73 витка
ПЭД-0,44. Вторичные, понижающие обмотки (4-7)
содержат по 16 витков каждая. Намотка
произведена проводом ПЭЛ-2,16; обмотка
8 содержит 5 витков провода ПЭЛ-31.
Изоляцию их обеспечивает лакоткань. Намотка
ведется на сборном каркасе, состоящем из
шести деталей, которые можно изготовить
из гетинакса толщиной 2-2,5 мм (рис. 2).
В указанных местах в деталях каркаса
делаются 14 отверстий диаметром 3 мм, куда и устанавливаются
клеммы для выводов обмоток трансформатора.
Выпрямители блока питания собраны на
германиевых диодах типа Д305 по двухполупериодной
мостовой схеме и на выходе выпрямителя
дают напряжение 16 в, 10 а.
Ввиду того что во время работы диоды
нагреваются до 50-60°, их устанавливают на
теплоотводах площадью не менее 15 см2.
Теплоотводы можно сделать самим или взять
от использованных генераторных ламп типов
Ш-76 и ГИ-12Б. В цепь каждого выхода
включены последовательно предохранители
ПР-1-4 на 10а.
Шасси блока питания имеет размер
260Х280 мм. Его можно изготовить из
текстолита, винипласта и бакелитовой фанеры
толщиной 8-10 мм. Снизу шасси крепятся
четыре резиновые ножки диаметром 20 мм и высотой
15 мм. На шасси укрепляются с помощью
уголков трансформатор и теплоотводы выпрямителей,
а также колодка переключателя напряжения.
Для переключения напряжения
можно применить шестиштырьковую колодку
(цоколь от радиолампы) и соответствующую
контактную панельку.
Крышку блока питания сделайте из листового
алюминия толщиной 2-2,5 мм или из
оргстекла толщиной 3-4 мм. Для лучшего
охлаждения в крышке пробиваются щелевидные
отверстия - жалюзи. На крышке монтируются
четыре тумблера, которые дают возможность
отдельно включать каждую дорожку трассы,
тумблер общего включения, а также держатели
предохранителей. Сверху на крышке устанавливается
колпачок из оргстекла красного цвета, под которым
помещена контрольная лампа Л1.
Рис. 1. Принципиальная схема блока питания.
Рис. 2. Каркас трансформатора.
В. СТЕЦЮК,
инженер
Источник: В. Стецюк. Источник питания. "Моделист-Конструктор" 12, 1970, 11 с.
Scan & OCR: MasterRU
|