ЮМК
Лаборатория АВТОМОДЕЛИЗМА
avto
Трассовый автомоделизм

Кто обгонит "Ригу"

Сегодня мы публикуем чертежи и описание типовой модели класс С , построенной на Рижской городской СЮТ под руководством мастера спорта Г. Дзенытыса.

Прежде чем вы приступите к конструированию спортивных трассовых моделей, познакомьтесь с требованиями к ним. Серийный двигатель работает от постоянного тона напряжением 16 в. База - расстояние между осями - от 80 до 120 мм. Клиренс - расстояние от поверхности дороги до нижней точки автомодели (без токоприемника и направляющих) - не менее 2 мм. Направляющая углубляется в паз не менее чем на 4 мм; она не должна выдвигаться за габарит модели. Общая ширина модели не более 80 мм. Диаметр колес - 25-40 мм. Левая щетка получает плюс. правая - минус. Масштаб копии - 1/25 ±5%. Основной, определяющий размеры машины узел - силовой агрегат. Зто двигатель с парой шестерен вместе с ведущей осью. Передаточное отношение принято от 1:2,5 до 1:5. При конструировании модели, если наша трассовая взята только за основу, очень важно правильно рассчитать взаимосвязь размеров, сопряжение отверстий, возможность регулировки и т. д.

Изготовить кузов можно из дерева, стеклопластика или другого доступного материала. Очень хороший вид модель приобретает с застекленными окнами кабины гонщика и фигурой спортсмена внутри, рулевым колесом, точными деталями облицовки и оформления салона. Эти "мелочи" придают модели сходство с настоящим автомобилем.

Рама 1 изготовлена из дюралюминия толщиной 1 мм, отверстия без указанного размера имеют 3 мм. Упор передней оси 2 и упор задней оси 14 изготовлены из латунной жести толщиной 1 мм. Сверления оси должны обрабатываться разверткой. Рычаг направляющей 5 делают из дюралюминия толщиной 1 мм. Держатель моста двигателя - дюралюминиевый. Конфигурация его зависит от применяемого двигателя и параметров шестеренок. В нашей модели использован двигатель от игрушечного паровоза фирмы "Гуцолд" (ГДР). Шины 3 и 8 изготовлены вулканизацией из сырой резины. Можно выполнить их из пластинчатой резины или микропорки. Тогда отпадет необходимость в вулканизации.

Диски колес 4 и 9 выточены из дюралюминия. Если это сделать не удастся, попробуйте подобрать их и шины от старых игрушек. Шестерки 10 и 12 (Z1=13, Z2=52) - oт списанных электросчетчиков. Можно применить зубчатые колеса от будильников или другой аппаратуры. Соединение 11 для шестерки с двигателем выточено из латуни или стали. Оно может быть и иной формы, если применен двигатель другой конструкции. Ведущая ось 15 и передняя ось 18 изготовлены из стального прутка 3 мм (резьба МЗ должна быть нарезана очень точно, чтобы не было биения). Ступица 17 большей шестерни - латунная, ее нужно точно подогнать по диаметру оси.

Дистанционные трубки 13, 16, 19, 20, 23 и 25 - также латунные, первые четыре с внутренним диаметром 3 мм, а две последние - с внутренним диаметром 2 мм.

Направляющая 20 выклеена из пластика толщиной 2 мм. В нее вклеен дихлорэтаном болт МЗ с потайной головкой и гайки М2.

К шасси 1 крепится болтами МЗ и гайками упор передней оси 2, упор задней оси 9 и держатель моторной шейки 6. Двигатель вставляется носком в крепление 9 и привертывается к раме одним болтом. При использовании другого двигателя крепление конструируется самостоятельно. На оси сидят на скользящей посадке втулка 11 и шестерня 12; их в торцевом направлении крепят запорной пружинной, вставляя ее в выточки оси (пружина находится в комплекте с двигателем). Шестерню 10 с втулкой 17 оси 15 совместно укрепляют оловянной пайкой.

Шины монтируем, натягивая их через бортик диска. В упоры вставляем оси, на них надеваем дистанционные трубки, закрепляем гайками МЗ и навинчиваем собранные колеса. Необходимо добиться полной параллельности осей, легкого и свободного вращения шестерен и колес в зацеплении.

Для крепления рычага направляющей с рамой изготовляют ось 24 из велосипедной спицы. Для устранения поперечного люфта на эту ось надеваются дистанционные трубки 23 и 25. На нее навинчиваются также две гайки М2. Рычаг должен свободно вращаться. К нему привертывается направляющая, которая тоже свободно прикреплена. К выводам двигателя припаивают провода, которые на другом конце соединяются пайкой со щетками 21. Последние изготовлены из оплетки экранированного провода (провод вытянут, а оплетка сплющена пальцами). Щетки с проводами пропускают через отверстие 12 мм и соответственно привертывают направляющую 22 болтами М2. Три остальных отверстия в раме служат для крепления кузова.

Г. ДЗЕНЫТЫС,
мастер спорта СССР,
г. Рига

Чертежи общего вида, ходовой части и деталей модели.


Источник: . Кто обгонит "Ригу". "Моделист-Конструктор" 1, 1970, 20-21 с.
Scan & OCR: MasterRU

© ReSim Laboratory   2004-2008
Hosted by uCoz