Кто обгонит "Ригу"
Сегодня мы публикуем чертежи и описание типовой модели класс С ,
построенной на Рижской городской СЮТ под руководством
мастера спорта Г. Дзенытыса.
Прежде чем вы приступите к конструированию спортивных
трассовых моделей, познакомьтесь с требованиями
к ним. Серийный двигатель работает от постоянного тона
напряжением 16 в. База - расстояние между осями - от
80 до 120 мм. Клиренс - расстояние от поверхности дороги
до нижней точки автомодели (без токоприемника и направляющих) -
не менее 2 мм. Направляющая углубляется
в паз не менее чем на 4 мм; она не должна выдвигаться за
габарит модели. Общая ширина модели не более 80 мм. Диаметр
колес - 25-40 мм. Левая щетка получает плюс.
правая - минус. Масштаб копии - 1/25 ±5%. Основной,
определяющий размеры машины узел - силовой агрегат. Зто
двигатель с парой шестерен вместе с ведущей осью. Передаточное
отношение принято от 1:2,5 до 1:5. При конструировании
модели, если наша трассовая взята только за основу, очень
важно правильно рассчитать взаимосвязь размеров,
сопряжение отверстий, возможность регулировки и т. д.
Изготовить кузов можно из дерева, стеклопластика или
другого доступного материала. Очень хороший вид модель
приобретает с застекленными окнами кабины гонщика и фигурой
спортсмена внутри, рулевым колесом, точными деталями
облицовки и оформления салона. Эти "мелочи" придают
модели сходство с настоящим автомобилем.
Рама 1 изготовлена из дюралюминия толщиной 1 мм, отверстия
без указанного размера имеют 3 мм. Упор передней
оси 2 и упор задней оси 14 изготовлены из латунной жести
толщиной 1 мм. Сверления оси должны обрабатываться разверткой.
Рычаг направляющей 5 делают из дюралюминия толщиной 1 мм.
Держатель моста двигателя - дюралюминиевый.
Конфигурация его зависит от применяемого двигателя и
параметров шестеренок. В нашей модели использован двигатель
от игрушечного паровоза фирмы "Гуцолд" (ГДР). Шины
3 и 8 изготовлены вулканизацией из сырой резины. Можно
выполнить их из пластинчатой резины или микропорки. Тогда
отпадет необходимость в вулканизации.
Диски колес 4 и 9 выточены из дюралюминия. Если это
сделать не удастся, попробуйте подобрать их и шины от
старых игрушек. Шестерки 10 и 12 (Z1=13, Z2=52) - oт
списанных электросчетчиков. Можно применить зубчатые
колеса от будильников или другой аппаратуры. Соединение
11 для шестерки с двигателем выточено из латуни или
стали. Оно может быть и иной формы, если применен двигатель
другой конструкции. Ведущая ось 15 и передняя ось
18 изготовлены из стального прутка 3 мм (резьба МЗ должна
быть нарезана очень точно, чтобы не было биения). Ступица
17 большей шестерни - латунная, ее нужно точно подогнать по диаметру оси.
Дистанционные трубки 13, 16, 19, 20, 23 и 25 - также
латунные, первые четыре с внутренним диаметром 3 мм, а две
последние - с внутренним диаметром 2 мм.
Направляющая 20 выклеена из пластика толщиной 2 мм.
В нее вклеен дихлорэтаном болт МЗ с потайной головкой и гайки М2.
К шасси 1 крепится болтами МЗ и гайками упор передней
оси 2, упор задней оси 9 и держатель моторной шейки 6.
Двигатель вставляется носком в крепление 9 и привертывается
к раме одним болтом. При использовании другого двигателя
крепление конструируется самостоятельно. На оси
сидят на скользящей посадке втулка 11 и шестерня 12; их
в торцевом направлении крепят запорной пружинной, вставляя
ее в выточки оси (пружина находится в комплекте с двигателем).
Шестерню 10 с втулкой 17 оси 15 совместно укрепляют оловянной пайкой.
Шины монтируем, натягивая их через бортик диска.
В упоры вставляем оси, на них надеваем дистанционные
трубки, закрепляем гайками МЗ и навинчиваем собранные
колеса. Необходимо добиться полной параллельности осей,
легкого и свободного вращения шестерен и колес в зацеплении.
Для крепления рычага направляющей с рамой изготовляют
ось 24 из велосипедной спицы. Для устранения поперечного
люфта на эту ось надеваются дистанционные трубки
23 и 25. На нее навинчиваются также две гайки М2. Рычаг
должен свободно вращаться. К нему привертывается направляющая,
которая тоже свободно прикреплена. К выводам
двигателя припаивают провода, которые на другом конце
соединяются пайкой со щетками 21. Последние изготовлены
из оплетки экранированного провода (провод вытянут, а
оплетка сплющена пальцами). Щетки с проводами пропускают
через отверстие 12 мм и соответственно привертывают направляющую
22 болтами М2. Три остальных отверстия в раме служат для крепления кузова.
Г. ДЗЕНЫТЫС,
мастер спорта СССР,
г. Рига
Чертежи общего вида, ходовой части и деталей модели.
Источник: . Кто обгонит "Ригу". "Моделист-Конструктор" 1, 1970, 20-21 с.
Scan & OCR: MasterRU
|