ЮМК
Лаборатория АВИАМОДЕЛИЗМА
Авиа
Школа юных авиамоделистов

       Строить летающие модели - дело само по себе увлекательное и интересное. Но еще увлекательнее их запускать на соревнованиях, так как здесь ты сможешь сравнить собственную модель с моделями своих соперников.
       Надо думать, что ты познакомился с опубликованными в предыдущих беседах чертежами маленьких планеров, резиномоторной модели самолета и, возможно, уже построил их. Участвовать в соревнованиях ты, видимо, предполагаешь с ними. Поэтому прежде всего мы расскажем о правилах проведения соревнований по этим свободнолетающим моделям.
       Состязания обычно проводятся в пять туров, каждый продолжительностью от 45 минут до 1 часа, между турами - небольшой перерыв. В одном туре надо запустить свою модель один раз. Одна секунда ее полета оценивается одним очком; однако время нахождения модели в воздухе свыше трех минут не оценивается. Почему? Свыше трех минут она, как правило, летит в восходящих потоках (а в них бывает держится часами); кроме того, в сильный ветер и при наличии восходящих потоков может улететь так далеко, что скроется из виду у судей и потеряется вообще. Итак, за один полет своей модели (всего 5) ты сможешь получить не более 180 очков. Если же не сумеешь ее запустить, очки не засчитываются, а против твоей фамилии в зачетной таблице выставляется 0.
       Ты спросишь что делают в тех случаях когда несколько участников показывают одинаковый результат. Тогда они запускают модель еще раз в шестом туре, но зачетным временем для этого шестого полета принимается уже не 180 секунд а 240 секунд. Ну, а если и шестой полет не выявит победителя, то претенденты на первое место запускают модель в седьмой, восьмой причем зачетным временем для седьмого будет уже 300 секунд, восьмого - 360 секунд и т.д.

Беседа 11. ТВОИ ПЕРВЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ

       В ходе соревнований модель может быть потеряна или поломана, И это учитывается. Тебе разрешается иметь не одну, а две модели, причем запускать можно любую из них, по своему выбору.
       Кроме этих, общих для всех свободнолетающих моделей условий, есть еще и требования, предъявляемые к каждому спортивному классу. Например, модель планера запускается с помощью леера длиной 50 м. К лееру около пускового крючка обязательно привяжи яркий (красный) вымпел, чтобы можно было увидеть момент его отцепки от модели, так как только с этого момента засчитывается полет.
       Другое дело - резиномоторная модель. Она запускается из рук, причем место старта - ограниченная площадка размером 200x50 м. Обязательно нужно находиться только на этой площадке, иначе полет не будет засчитан (время полета фиксируется с момента выпуска ее из рук и до момента приземления). Иногда модель скрывается из виду раньше чем коснется земли. В этом случае судьи также прекращают за ней наблюдение и считают ее полет законченным.
       Кто же оценивает полет модели? Несколько судей, у них для этой цели имеются секундомеры. Результаты полета они заносят в специальную "полетную" книжку участника соревнований. Судьи фиксируют продолжительность полета следят чтобы соблюдались правила соревнований, проверяют, точно ли соответствуют модели тем нормам, которым должны удовлетворять.
       Теперь, когда ты коротко познакомился с правилами соревнований, вновь обрати внимание на свои модели (их у тебя две). Недостаточно надежное крепление их частей плохо сделанные механизмы особенно винтомоторная группа - вероятная причина срывов полетов. Запомни: рассчитывать на успех можно только, имея модели, надежные по конструкции и тщательно изготовленные.
       Каждую свою модель начни регулировать задолго до соревнований. Откладывать регулировку к началу соревнований неправильно. Старайся почаще ее запускать и в любую погоду. Один опытный спортсмен в шутку говорил, что уверенные полеты - это результат многократных запусков.
       Был такой случай. Спортсмен регулировал свою резиномоторную модель, запуская ее вечерами, от 18 до 21 часа. Она отлично летала, набирая большую высоту. Однако на соревнованиях (днем в жару) летала плохо. Объяснить это можно очень просто: модель, отрегулированная в условиях плотного, влажного воздуха, в жаркую сухую погоду имела докритический режим обтекания крыла и оперения (особенно оперения, у которого меньше хорда, чем у крыла). А это понижало аэродинамическое качество модели. Запуская ее почаще (также в жаркую, сухую погоду), нетрудно заметить эту особенность модели и заранее принять меры.
       А как ты повезешь модель на соревнования? В руках, завернув в бумагу, нельзя, ее можно поломать, порвать обшивку, перекосить. Обязательно сделай ящик для двух моделей, и чтобы каждая часть была закреплена на своем месте и не могла перемещаться. Очень хорошо, если крыло и стабилизатор в ящике закреплены вместе со своими стапелями. Обязательно подготовь инструменты и материалы, которые понадобятся для запуска модели и ее ремонта, запасные лееры, резиномоторы и т. д.
       И вот ты, наконец, приехал на спортивный аэродром, где будут проходить соревнования. До начала первого тура у тебя должно быть достаточно времени, чтобы собрать свои модели и тщательно все проверить. Ошибка, которая наиболее часто встречается и наименее заметна, - это неправильная установка крыла относительно фюзеляжа. Подобный дефект сборки крайне опасен для резиномоторной модели самолета, так как вызывает сильный крен при взлете и аварию.
       Итак, ты выступаешь с моделью планера. Первый запуск - из рук на планирование. Только убедившись, что модель хорошо планирует, запускай ее с леера, используя фитили или временные механизмы, ограничивающие полет до 1-1,5 минуты.
       Если планер летит нормально, прекрати тренировочные запуски и жди начала первого тура. Конечно, разбирать модель уже нельзя. Собранный планер оставь на земле, а в солнечный день прикрой сверху белой бумагой или тканью, так как от действия солнечных лучей могут покоробиться крыло и оперение. В сырую погоду под модель подложи клеенку или полиэтиленовую пленку, а в дождь - накрой ее и сверху.
       За несколько минут до старта установи на модели фитиль - ограничитель полета.
       Запустить планер тебе поможет помощник. Вместе с ним ты замеришь перед каждым полетом длину леера, он же выпустит в воздух твою модель, а "затягивать" ее должен ты сам.
       Не забудь перед пуском привести в действие ограничитель полета - поджечь фитиль или завести временный механизм.
       На старте старайся быть спокойным и собранным выпускай модель в полет только после того, как убедишься, что выбранное тобой направление запуска по отношению к ветру правильное. Направление ветра покажет помощник, подбросив в воздух траву, бумагу.
       Модель планера всегда запускай строго против ветра, если под углом к ветру, с креном, то в сильный ветер она может сломаться на взлете. Очень важно использовать восходящие потоки воздуха. Поэтому следи за состоянием воздуха, поведением птиц, а также и за другими моделями. Будь наблюдателен!
       После удачного полета и посадки доставляй модель к месту старта возможно быстрее: ведь время тура ограничено, а планер нужно подготовить к следующему запуску.
       Если же полет неудачен (продолжался менее 20 секунд: лопнул леер), не считай это большой бедой: ведь у тебя есть еще возможность запустить модель в этом же туре. Гораздо неприятнее когда она сломается.
       Закончив соревнования, не спеши прятать модель в ящик. Осмотри её внимательно, проверь, нет ли поломок и тщательно протри мягкой тряпкой, чтобы удалить масло, пыль и грязь. Аккуратное обращение с моделью сохранит ее тебе на длительное время.


Источник: Школа юных авиамоделистов. / ж. "Крылья Родины" № 11, 1966, 28-29 с.
Scan: AAW, OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2014