Строить летающие модели - дело само по себе увлекательное и интересное.
Но еще увлекательнее их запускать на соревнованиях, так как здесь ты
сможешь сравнить собственную модель с моделями своих соперников.
Надо думать, что ты познакомился с опубликованными в предыдущих беседах
чертежами маленьких планеров, резиномоторной модели самолета и, возможно,
уже построил их. Участвовать в соревнованиях ты, видимо, предполагаешь с
ними. Поэтому прежде всего мы расскажем о правилах проведения соревнований
по этим свободнолетающим моделям.
Состязания обычно проводятся в пять туров, каждый продолжительностью от
45 минут до 1 часа, между турами - небольшой перерыв. В одном туре надо
запустить свою модель один раз. Одна секунда ее полета оценивается одним
очком; однако время нахождения модели в воздухе свыше трех минут не
оценивается. Почему? Свыше трех минут она, как правило, летит в восходящих
потоках (а в них бывает держится часами); кроме того, в сильный ветер и при
наличии восходящих потоков может улететь так далеко, что скроется из виду у
судей и потеряется вообще. Итак, за один полет своей модели (всего 5) ты
сможешь получить не более 180 очков. Если же не сумеешь ее запустить, очки не
засчитываются, а против твоей фамилии в зачетной таблице выставляется 0.
Ты спросишь что делают в тех случаях когда несколько участников показывают
одинаковый результат. Тогда они запускают модель еще раз в шестом
туре, но зачетным временем для этого шестого полета принимается уже не
180 секунд а 240 секунд. Ну, а если и шестой полет не выявит победителя, то
претенденты на первое место запускают модель в седьмой, восьмой причем
зачетным временем для седьмого будет уже 300 секунд, восьмого - 360 секунд и т.д.
Беседа 11. ТВОИ ПЕРВЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ
В ходе соревнований модель может быть потеряна или поломана,
И это учитывается. Тебе разрешается иметь не одну,
а две модели, причем запускать можно любую из них, по
своему выбору.
Кроме этих, общих для всех свободнолетающих моделей
условий, есть еще и требования, предъявляемые к каждому
спортивному классу. Например, модель планера запускается
с помощью леера длиной 50 м. К лееру около пускового
крючка обязательно привяжи яркий (красный) вымпел, чтобы
можно было увидеть момент его отцепки от модели, так как
только с этого момента засчитывается полет.
Другое дело - резиномоторная модель. Она запускается
из рук, причем место старта - ограниченная площадка
размером 200x50 м. Обязательно нужно находиться только на
этой площадке, иначе полет не будет засчитан (время полета
фиксируется с момента выпуска ее из рук и до момента
приземления). Иногда модель скрывается из виду раньше чем
коснется земли. В этом случае судьи также прекращают за
ней наблюдение и считают ее полет законченным.
Кто же оценивает полет модели? Несколько судей, у них
для этой цели имеются секундомеры.
Результаты полета они заносят в специальную
"полетную" книжку участника
соревнований. Судьи фиксируют продолжительность полета следят чтобы
соблюдались правила соревнований,
проверяют, точно ли соответствуют модели тем нормам, которым должны
удовлетворять.
Теперь, когда ты коротко познакомился с правилами соревнований, вновь
обрати внимание на свои модели (их у тебя две). Недостаточно надежное
крепление их частей плохо сделанные механизмы особенно винтомоторная
группа - вероятная причина срывов полетов. Запомни: рассчитывать на
успех можно только, имея модели, надежные по конструкции и тщательно изготовленные.
Каждую свою модель начни регулировать задолго до соревнований.
Откладывать регулировку к началу соревнований неправильно. Старайся почаще
ее запускать и в любую погоду. Один опытный спортсмен в шутку говорил,
что уверенные полеты - это результат многократных запусков.
Был такой случай. Спортсмен регулировал свою резиномоторную модель,
запуская ее вечерами, от 18 до 21 часа. Она
отлично летала, набирая большую высоту. Однако на соревнованиях
(днем в жару) летала плохо. Объяснить это можно
очень просто: модель, отрегулированная в условиях плотного,
влажного воздуха, в жаркую сухую погоду имела докритический режим
обтекания крыла и оперения (особенно оперения, у которого меньше
хорда, чем у крыла). А это понижало
аэродинамическое качество модели. Запуская ее почаще (также
в жаркую, сухую погоду), нетрудно заметить эту особенность
модели и заранее принять меры.
А как ты повезешь модель на соревнования? В руках, завернув в
бумагу, нельзя, ее можно поломать, порвать обшивку, перекосить.
Обязательно сделай ящик для двух моделей, и чтобы каждая часть
была закреплена на своем месте и
не могла перемещаться. Очень хорошо, если крыло и стабилизатор
в ящике закреплены вместе со своими стапелями.
Обязательно подготовь инструменты и материалы, которые
понадобятся для запуска модели и ее ремонта, запасные лееры, резиномоторы и т. д.
И вот ты, наконец, приехал на спортивный аэродром, где
будут проходить соревнования. До начала первого тура у тебя должно быть
достаточно времени, чтобы собрать свои
модели и тщательно все проверить.
Ошибка, которая наиболее часто встречается и наименее заметна, -
это неправильная установка крыла относительно фюзеляжа. Подобный дефект
сборки крайне опасен для резиномоторной модели самолета, так как вызывает
сильный крен при взлете и аварию.
Итак, ты выступаешь с моделью планера. Первый запуск - из рук на планирование.
Только убедившись, что модель хорошо планирует, запускай ее с
леера, используя фитили или временные механизмы, ограничивающие полет до 1-1,5 минуты.
Если планер летит нормально, прекрати тренировочные запуски и жди
начала первого тура. Конечно, разбирать
модель уже нельзя. Собранный планер
оставь на земле, а в солнечный день
прикрой сверху белой бумагой или
тканью, так как от действия солнечных
лучей могут покоробиться крыло и оперение. В сырую погоду под модель
подложи клеенку или полиэтиленовую пленку, а в дождь - накрой ее и сверху.
За несколько минут до старта установи на модели фитиль - ограничитель полета.
Запустить планер тебе поможет помощник. Вместе с ним ты
замеришь перед каждым полетом длину леера, он же выпустит в воздух
твою модель, а "затягивать" ее должен ты сам.
Не забудь перед пуском привести в действие ограничитель полета -
поджечь фитиль или завести временный механизм.
На старте старайся быть спокойным и собранным выпускай
модель в полет только после того, как убедишься, что выбранное
тобой направление запуска по отношению к ветру
правильное. Направление ветра покажет помощник, подбросив
в воздух траву, бумагу.
Модель планера всегда запускай строго против ветра, если
под углом к ветру, с креном, то в сильный ветер она может
сломаться на взлете. Очень важно использовать восходящие
потоки воздуха. Поэтому следи за состоянием воздуха,
поведением птиц, а также и за другими моделями. Будь наблюдателен!
После удачного полета и посадки доставляй модель к месту
старта возможно быстрее: ведь время тура ограничено, а
планер нужно подготовить к следующему запуску.
Если же полет неудачен (продолжался менее 20 секунд:
лопнул леер), не считай это большой бедой: ведь у тебя есть
еще возможность запустить модель в этом же туре. Гораздо
неприятнее когда она сломается.
Закончив соревнования, не спеши прятать модель в ящик.
Осмотри её внимательно, проверь, нет ли поломок и тщательно
протри мягкой тряпкой, чтобы удалить масло, пыль и
грязь. Аккуратное обращение с моделью сохранит ее тебе на
длительное время.
|