Мы обещали в очередной беседе рассказать, как построить более сложную
модель. Некоторый опыт ты ведь уже накопил.
Теперь взгляни на чертеж внизу страницы. Это - чертеж модели планера А-2 "Сокол".
"Сокол" принес победу и звание чемпиона Азербайджана своему юному
авиаконструктору В. Кондратьеву.
Построй и ты эту модель. Заметим, что "Сокол" устойчиво затягивается на
леере, легко попадает и удерживается в термических потоках воздуха, хорошо
использует для парения порывы ветра. Он оборудован автоматом принудительной
посадки. Маленький планер - разъемной конструкции; в разобранном виде
укладывается в пакет размером 1150х300 мм, сшитый из плотной оберточной бумаги.
Итак, за работу. Начерти рабочий чертеж модели и из плотного картона
заготовь шаблоны носовой части фюзеляжа, нервюр крыла и стабилизатора.
Носик фюзеляжа лобзиком выпили из дощечки и наклей на него реечки длиной
650 мм и сечением 10х3 мм, они образуют хвостовую балку (см. чертеж). Между
реек вставь распорки. Ты получишь каркас балки, с двух сторон обшей его
фанерными пластинами, вырезанными по боковому контуру фюзеляжа.
Не забудь: до того, как приклеишь пластины, загрузи камеру № 2 балластом весом 100 г.
Чтобы укрепить крыло на клею, прибей нервюры из 4-6 мм фанеры, просверли
в них отверстия диаметром 2 мм и плотно вбей в них штыри из сталь
Беседа 9. В ПОЛЕТ, "СОКОЛ"!
ной проволоки. На стекле склей киль из
нарезанных липовых реек сечением
5х2 мм. Когда просохнет клей, аккуратно
срежь его лезвием безопасной бритвы,
закругли грани кромок и приклей,
врезал кромками в балку.
Руль поворота вырежь из 1 мм фанеры,
приклей к нему ограничитель отклонения
и укрепи шарнирно на киле. Леской с колечком
соедини руль с буксировочным крючком. Затем привяжи
резину, отклоняющую руль.
В момент затяжки планера, при натянутом
леере, когда колечко находится
на буксировочном крючке, руль поворота
установи нейтрально, Модель будет
набирать высоту прямо. Когда же
леер спадет, резинка оттянет руль
поворота в сторону на 5-6°, и модель
полетит кругами. Полет кругами нужен
для того, чтобы планер дольше парил,
используя восходящие потоки воздуха
и горизонтальные порывы ветра.
Теперь о стабилизаторе и крыле.
Стабилизатор собирай так. Заготовь
кромки, лонжерон, законцовки и нервюры.
Вырезанные нервюры двумя гвоздиками
сбей в пачку, обработай их, пропили
надфилем или лобзиком вырезы
для передней кромки и полок лонжерона.
Кромки и законцовки приклей в нескольких
местах к стеклу, положенному
на чертеж. Затем установи нервюры и
на клею вставь в их вырезы верхнюю
полку лонжерона. Через некоторое время
отклей (срежь) полученный каркас,
установи нижнюю полку лонжерона и
крючок для крепления.
Крыло состоит из двух отъемных частей-консолей,
которые крепятся к фюзеляжу стальными штырями.
Вначале собери центроплан. Для этого
вырежь 22 шпоновых и 8 фанерных
нервюр; концевые нервюры (12 шт.)
изготовь попарно. В фанерных нервюрах
просверли отверстия, в которые будут
входить штыри крепления крыла.
На чертеже булавками укрепи кромки,
нервюры и вклей верхнюю полку
лонжерона. Когда клей просохнет,
сними крыло и вставь нижние полки. Во
время сборки "ушей" (законцовок) крыла
проверь их сходство. Готовые "ушки"
укрепи с центропланом и разрежь крыло
пополам. Надень консоли на штыри
фюзеляжа и проверь правильность установки
крыла. Обе половинки должны
иметь одинаковые установочные углы и
при виде сверху находиться под прямым
углом к фюзеляжу.
Пришла очередь начать обтяжку модели.
Перед обтяжкой проверь, нет ли перекосов,
изгибов и не нарушена ли симметричность модели при виде сверху и спереди.
Обтяни модель цветной длинноволокнистой,
папиросной или цветочной бумагой и
покрой 2-3 раза жидким эмалитом или лаком.
После каждого покрытия крыло и стабилизатор закрепи на
ровной поверхности (до полного просыхания и натяжения обтяжки).
Как регулировать модель, ты уже знаешь из предыдущих бесед.
Мы ограничимся несколькими советами. Собери
модель и проверь правильность изготовления, сборки и крепления всех узлов.
Сначала запускай ее в тихую погоду.
Отрегулировать модель - это значит
прежде всего правильно подобрать установочные углы несущих поверхностей с
учетом расположения центра тяжести.
У нашей модели центр тяжести должен
находиться посредине крыла, угол установки крыла 3°, стабилизатора - 0°.
Центр тяжести подгони, загружая дробью камеру № 1.
Углы установок несущих поверхностей
проверь, приложив к нижнему контуру
их нервюр длинную линейку или ровную
планку. Важно, чтобы крыло и стабилизатор не имели перекосов.
Если модель все же зависает или пикирует, слегка опусти заднюю кромку
стабилизатора в первом случае и подними - во втором случае. Если это не
помогает, при кабрировании - загрузи нос, при пикировании - разгрузи.
Ты достигнешь наибольшей продолжительности полета в тихую погоду, если
отрегулируешь планер так, чтобы он летал на угле атаки крыла, близком к
критическому, а в ветер - на наивыгоднейшем угле.
Запуски модели лучше производить в
тихих условиях - рано утром или вечером, затягивая на одну и ту же высоту и
сравнивая по секундомеру время каждого полета. С увеличением ветра, чтобы
модель не "сыпалась", загрузи немного нос, а с повышением температуры -
слегка опусти заднюю кромку стабилизатора и загрузи нос...
Если модель, освободившись от леера,
с отклоненным рулем поворота не летит
по кругу или делает это "нехотя", отклони руль поворота в противоположную
сторону. Для этого переделай ограничитель отклонения руля и переставь
резинку и шнур с колечком.
При запусках не забывай включать автомат принудительной посадки.
Отрегулировав модель, старайся чаще
запускать ее в ветер и тихую погоду, в
жару и холод. Леером может служить
леска диаметром 0,2-0,5 мм. Чтобы не
потерять леер после отцепки модели,
планку для его сматывания воткни в землю флажком вверх (см. чертеж).
И, наконец, сообщим тебе данные модели:
площадь крыла - 28,6 дм2; площадь стабилизатора - 5,3 дм2.
Общая несущая площадь - 33,9 дм2. Фюзеляж с килем весит 195 г; балласт-100 г,
крыло - 175 г, стабилизатор - 20 г. Полетный вес - 480 г.
Успехов тебе, наш юный друг!
|