ЮМК
Лаборатория АВИАМОДЕЛИЗМА
Авиа
Школа юных авиамоделистов

       Все больше и больше идет писем из различных городов и поселков. В них ответы на наши вопросы. Вспомним, что мы спрашивали.
       1. Как изменится сопротивление леера, если его толщину увеличить вдвое, считая, конечно, что скорость относительно воздуха останется одной и той же?
       2. Что произойдет с сопротивлением и весом леера, если его удлинить в полтора, два и более раз?
       3. Что лучше для высоты подъема одного и того же змея - тонкий и длинный леер или более короткий и более толстый?
       Приятно, что многие участники Школы ответили правильно на все три вопроса. В их числе - Саша Лучинин из Братска, Володя Хижняк из Луганской области, В. Козумен из Бурятской АССР, Володя Корочкин из Саранска, Саша И. из Минска и многие другие. Это значит, что они внимательно и вдумчиво прочли наши беседы и хорошо их поняли. Особенно нам понравились продуманные и точные ответы Виталия Сидорова из г. Благовещенска. Мы приводим его письмо, которое он прислал вместе с ответами. Вот оно:
       "Дорогая редакция журнала "Крылья Родины"! Мне 16 лет, я мечтаю летать на настоящих боевых машинах. Но для этого надо быть здоровым, хорошо знать физику, математику, теорию полета, быть любознательным, стараться найти ответ на любой вопрос. Я строю модели самолетов, сделал макеты Ту-104, Ил-62 и Ил-18. У меня есть хороший знакомый летчик, он летает на Ту-104. Я с ним переписываюсь, и он дает мне наставления в учебе и жизни..."
       И мы ни минуты не сомневаемся: Виталий, ты будешь летать на боевых машинах.

Беседа 8. ЧИТАЯ ТВОИ ПИСЬМА...

       Желаем тебе успехов в учебе и спортивных побед в авиамоделизме.
       Есть, правда, и другого рода письма. Так, один школьник (не будем называть его фамилии) с готовностью, как он пишет, отвечает на вопросы редакции, но тут же, к нашему удивлению, спрашивает, что такое... леер. А о леере, как известно, идет речь почти во всех предыдущих наших беседах. Советуем таким ребятам более вдумчиво относиться к занятиям, если, конечно, они серьезно решили свой досуг посвятить авиамоделизму.
       Вот ответы на наши вопросы, опубликованные в третьей беседе ("Крылья Родины" № 3 за 1966 год).
       Из прошлых бесед ты знаешь, что сопротивление воздуха зависит от лобовой площади тела, от его формы, плотности набегающего воздуха (ветра) и от его скорости. Формула выражает это так:


       где сопротивление воздуха = площади тела поперек потока воздуха, умноженной на коэффициент, учитывающий форму тела, плотность и скорость воздуха (или скорость тела), деленных на два.
       Площадь тела ты можешь определить, посмотрев на рисунок 1. На нем изображен отрезок леера (для наглядности увеличенный по толщине). Его площадь, расположенная поперек потока, будет равна произведению толщины (диаметра леера) на длину. Значит, если ты увеличиваешь один из размеров леера, скажем, вдвое, то его площадь возрастет вдвое и сопротивление увеличится тоже вдвое.
       Вот ответ на первый и второй вопросы.
       Вес леера также зависит от размеров, но эта зависимость более сложная. Как ты знаешь, вес равен произведению объема тела на удельный вес. Объем леера равен произведению площади его поперечного сечения (не путай с лобовой площадью) на длину леера-

       Как видишь, если мы увеличим длину вдвое, то и вес вдвое возрастет. А вот когда мы увеличим диаметр леера вдвое, то вес возрастет в четыре раза, потому что он пропорционален квадрату диаметра.
       Таким образом, становится ясен ответ и на третий вопрос. Если условимся, что лобовая площадь - произведение толщины на длину - у обоих лееров одинаковая, то их сопротивления тоже близки друг другу, а вес короткого и толстого леера больше, чем длинного и тонкого. Следовательно, короткий и толстый леер провисает больше, и змей будет летать ниже, потому что леер короче и тяжелее (рис. 2).
       Теперь на очереди - более сложные модели, которые мы с тобой начнем строить; разговор о них - в следующих номерах журнала.


Источник: Школа юных авиамоделистов. / ж. "Крылья Родины" № 8, 1966, 28 с.
Scan: AAW, OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2014