Итак, мы с тобой уже построили резиномоторную модель. Теперь выясним,
как же возникает необходимая для ее полета сила тяги? Проделаем такой опыт.
Возьми узкую полоску жести длиной 120-160 мм и шириной 15-20 мм.
Точно посредине шилом проколи отверстие, поставь в него стальную ось и запаяй.
Попробуй теперь скрутить полоску, как показано на рис. 1, и ты получишь
простейший винт или, как его раньше называли, пропеллер. Лопасти винта имеют
некоторый угол установки у . Если такой винт вращать по стрелке, то этот
угол окажется углом атаки (вспомни вторую беседу), а лопасть - небольшим
крылышком, "бегающим" по кругу. На лопасти возникают две силы: одна из
них - параллельная оси вращения. Это и есть тяга Рл. Другая - параллельная
плоскости вращения - тормозящая сила QT.
Сила тяги, в зависимости от направления вращения, может действовать вперед
или назад, а величина ее зависит от диаметра винта, ширины его лопастей,
угла установки, числа оборотов и т. п.
Беседа 7. ПРОПЕЛЛЕР, ГРОМЧЕ ПЕСНЮ ПОЙ!
Обрати внимание: в полете, благодаря тому, что воздух набегает на винт со
скоростью V (рис. 2), угол атаки становится меньше, чем угол y. Причем чем
больше скорость при одном y , тем меньше угол атаки. Почему же так? Оказывается,
винт участвует сразу в двух движениях - он перемещается со скоростью V
и "бегает" по кругу с окружной скоростью И. Сложив обе скорости
геометрически (по правилу параллелограмма), мы получим полную скорость
воздуха по отношению к лопасти W и ее направление. Угол между W
и лопастью и есть угол атаки. Ты видишь, что он меньше y.
Отсюда вывод: винты тихоходных моделей должны
иметь малые углы установки, а скоростных - большие.
Винт, вращаясь, встречает сопротивление вращению со стороны воздуха в
виде тормозящей силы. Задача резиномотора (или другого двигателя) и
состоит в том, чтобы преодолеть (уравновесить) это сопротивление.
А сейчас вернемся к модели: ведь ее надо выпустить в
воздух! Первое, что ты должен сделать перед запуском, -
это проверить положение центра тяжести (напомним: он
должен находиться на расстоянии 110 мм от задней кромки).
Осмотри тщательно модель: под влиянием клея и натяжения
высыхающей бумаги крыло и киль могут деформироваться.
Небольшие искривления надо исправить, выгибая осторожно
эти части. При больших же деформациях сними обтяжку, выправь
все выгибы и затем вновь обтяни части модели, лучше сухой бумагой.
Первые полеты модель совершает как планер. Первое планирование
короткое - всего 3-5 метров. Постепенно увеличивай дальность
планирования, устраняя, как мы тебе рассказывали в пятой беседе, недочеты.
Затем переходи к моторным полетам. Вращающийся винт стремится
накренить модель в сторону, обратную вращению винта. Убедись в
этом: подвесь модель на нитке (рис. 3) с заведенным резиномотором.
Если ты опустишь винт, он начнет вращаться. Но одновременно, правда,
гораздо медленнее, в обратную сторону будет крениться модель.
Чтобы этого не было в полете, один из элеронов отклони сильнее,
чем отклонен другой. Если, глядя сзади, винт вращается по часовой
стрелке (рис. 4), то модель кренится на
левое крыло, у которого угол отклонения элерона вниз
должен быть больше, чем у правого крыла. Когда же оба
элерона отклонены вверх (может быть и так), то левый элерон отклони меньше, чем правый.
Резиномотор закрути оборотов на 50-70 и легким толчком
(как на планирование, только почти горизонтально) выпусти модель.
Если окажется, что она, например, кружит вправо, то
проверь прежде всего установку киля: можно слегка влево
отогнуть его заднюю кромку. Так же запускай модель еще и еще раз.
Чтобы избежать кружения, немного измени положение
элеронов: при правом кружении правый элерон отклони
вниз (левый - вверх). Добившись более или менее прямого
полета, увеличь обороты резиномотора до 100-120. При
такой закрутке винт вращается быстрее и тяга его больше,
а модель полетит с набором высоты только после раскрутки
будет снижаться; при этом сильнее окажется и ее стремление
накрениться - значит придется кое-что в регулировке подправить.
Следи за винтом. Он может "трясти". Тряска возникает, например,
тогда, когда одна из лопастей тяжелее другой или
угол установки ее больше, чем у другой. Исправь это: подрежь
более тяжелую лопасть, уравняй углы установки - и
ты достигнешь плавного вращения винта.
|