Сначала о нашей почте. В адрес "Заочной школы" идет много писем. Ребята
рассказывают о своих первых шагах в авиамоделизме, делятся радостями и
неудачами. А вот Георгий Кривошеин, из Пермской области просит побыстрее
перейти к постройке более сложных моделей. Не спеши, Георгий! Помни: учеба
требует постепенности в усвоении знаний.
Сегодня у нас на очереди - простая резиномоторная модель, та самая, которой
интересуются Валерий Макаров из Пензенской области и другие участники "Заочной школы".
Резиномоторная... Так она называется, потому что оснащена резиновым мотором -
жгутом резиновых нитей. Вместе с воздушным винтом мотор развивает
силу тяги, которая позволяет модели лететь. Строить и запускать такие модели
сложнее, чем маленькие планеры. Но ведь у тебя уже есть небольшой опыт.
Поэтому не робей, принимайся за работу!
Чтобы облегчить твою задачу, мы выбрали модель очень простой конструкции
(рис. 1). Крыло у нее в виде равнобедренного треугольника и напоминает
самолеты, которые ты видел на воздушных парадах, только... без хвоста. Это
модель бесхвостого самолета - летающего крыла. Летит она острием вперед. Сверху,
перпендикулярно поверхности крыла, расположен киль. помогающий модели
сохранять направление полета. А под крылом-моторная рейка, являющаяся
фюзеляжем, то есть корпусом самолета.
Беседа 6. РЕЗИНОМОТОРНАЯ...
Изготовление модели начни с крыла и киля. На листе тонкой
бумаги вычерти равнобедренный треугольник, пользуясь
рис. 1: высота и длина основания его равны 240 мм. Подготовь
три реечки из сосны или липы сечением 2x2 мм: одну из
них - длиной 240 мм, две других - по 260 мм. Это - кромки
крыла. Уложи их на чертеж точно по сторонам треугольника
и острым ножом подрежь концы так, чтобы весь треугольник
оказался плоским. Тонким слоем клея намажь кистью
нижние стороны кромок и вновь наложи их на бумагу по контуру
треугольника. Пока клей не высох, расправь бумагу, а
затем положи сверху тяжелую книгу и оставь все сохнуть (рис. 2).
Теперь сделай киль. Для этого потребуется четыре реечки
сечением 2x2 мм и длиной примерно 85, 110, 130 и 170 мм
(см. рис. 1). Киль треугольный и изготовляется также, как
крыло, но бумагой оклеивается с двух сторон; бумага тонкая,
лучше папиросная. И киль оставь сохнуть под грузом, иначе
он может покоробиться. Теперь возьмемся за моторную рейку.
Сечение у нее в виде буквы Т. Проще всего получить такую форму,
склеив две плоские рейки: одна из них - горизонтальная -1x6 мм,
другая - вертикальная - 1x5 мм. Длина их 240 мм. Положив
горизонтальную рейку на ровный стол, намажь клеем
торец другой рейки, по оси наложи на первую и сверху
осторожно прижми грузом. Проследи, чтобы рейки
были перпендикулярны, и оставь их сохнуть.
А пока вырежь из липового шпона два прямоугольника
размером 25x70 мм и присоедини к задней кромке
крыла. Эти небольшие крылышки после того, как высохнет
клей, можно отгибать в одну сторону и тогда они будут
выполнять роль рулей высоты. Отогнув их в разные стороны, ты
используешь их как элероны - рули крена.
Перед сборкой поставь на моторную рейку подшипник винта
и крюк крепления заднего конца резиномотора. Подшипником
называется устройство, в котором вращается ось винта.
В нашей модели он сделан из кусочка липы в виде призмы
прямоугольной формы - 15x6x6 мм (рис, 3). Задний крюк
такой же, но имеет "талию" (рис. 4), за которую цепляют
резиномотор. У подшипника и крюка вверху пропилы шириной
немного больше миллиметра. Посади их на клей - первый
в начале моторной рейки, второй - на расстоянии 150 мм от
него. После того, как они высохнут, приступай к сборке модели.
Сперва моторную рейку приклей к крылу. Положи крыло
на стол, бумажной обтяжкой кверху, смажь клеем горизонтальную
планку моторной рейки с той стороны, где нет подшипника
и заднего крюка, и приклей к кромкам крыла. Положение
моторной рейки видно из рис. 1. Для прочности, когда
клей высохнет, места склейки перевяжи тонкой шелковой
ниткой. Обтяжку крыла тоже нужно приклеить к моторной рейке.
Таким же образом с другой стороны крыла приклей киль.
Тебе еще предстоит сделать винт и резиномотор. Все размеры
винта и способ установки его в подшипнике показаны
на рис. 5. У винта - ступица из кусочка липы, и две небольшие
лопасти из того же липового шпона, которым ты пользовался
при изготовлении элеронов. Лопасти приклеены к ступице.
Ось винта (стальная проволока толщиной 0,3-0,4 мм) имеет
спереди отогнутый под прямым углом отрезок, который надо
примотать к ступице ниткой, смазанной клеем, или приклеить
клеем БФ-2. Пропустив другой конец оси сквозь ступицу,
надень две небольшие плоские шайбочки или круглую гладкую
бусину, далее пропусти ось сквозь отверстие подшипника
(заранее просверли по диаметру оси) и свободный конец
круглогубцами загни в крючок, Особое внимание обрати на винт:
он должен быть уравновешен, лопасти его при отсутствии
шпона можно сделать из плотной бумаги.
Резиновый мотор - это две резиновые нити диаметром 1 мм.
Передний его конец накидывается на крюк оси
винта, задний - на задний крюк. Убедившись, что модель
свободна от перекосов и деформаций, проверь положение
центра тяжести: он должен находиться на расстоянии
примерно 110 мм перед задней кромкой.
В следующей беседе мы расскажем тебе о работе винта
и еще о запуске и регулировке модели.
|