Ю. СИРОТКИН,
заслуженный мастер спорта СССР
г. Москва
Эта пилотажная модель имеет некоторые отличия от всех
предыдущих моделей, построенных заслуженным мастером
спорта СССР Ю. Сироткиным. Она представляет собой
цельнобальзовую конструкцию с применением велосипедной
схемы шасси. На модели установлен двигатель "Акробат" с
рабочим объемом цилиндра 7 см3 конструкции мастера спорта
СССР Е. Петрова. Винт - 260 х 150 мм.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ МОДЕЛИ:
Вес ... 1100 г
Общая площадь ... 42 дм2
Удельная нагрузка (без учета топлива) ... 26 г/дм2
Размах крыла ... 1400 мм
Длина ... 1060 мм
ВЕСОВЫЕ ДАННЫЕ ЭЛЕМЕНТОВ МОДЕЛИ
(в граммах)
Моторама, шпангоуты и узлы крепления двигателя - 55,
боковины фюзеляжа - 45,
передняя кромка - 15,
задняя кромка - 30,
закрылки - 20,
лонжерон - 30,
нервюры(32 шт.) - 28,
металлические шарниры - 8,
бальзовая обшивка крыла - 120,
груз во внешнем крыле - 35,
верхняя и нижняя части фюзеляжа -45,
капот - 7,
стойки шасси и колеса - 45,
управление - 70,
стабилизатор - 35,
киль - 15,
кабина (оргстекло) - 14,
оборудование кабины - 10,
мотор, винт, кок - 230,
бак - 15,
грунт и краска - 200,
клей на сборку - 20.
Фюзеляж выполнен из бальзы. Боковые
панели в носовой части-толщиной
5 мм, в хвостовой - 4 мм. Верхняя и
нижняя половины фюзеляжа - долбленые
и в сечении имеют форму полуокружности.
Моторама - комбинированной конструкции:
её силовая часть выполнена из граба,
а хвостовая - из липы. Такая конструкция позволяет
получить некоторый выигрыш в весе. Нос
модели довольно длинный - 270 мм.
На модели установлен двигатель "Акробат" (7,0 см3 ) конструкции мастера
спорта СССР Е. Петрова.
Капот - маленький, быстросъемный,
обеспечивает доступ к двигателю и к
заправочному штуцеру бака. В носовой
части фюзеляжа расположен воздушный канал, который
выходит в низ фюзеляжа. В нем расположена бобышка
для крепления носовой стойки шасси.
В средней части боковых панелей
имеются отверстия для кромок крыла,
полок лонжерона и шипов узла центральной
качалки. По всей длине фюзеляжа расположено всего
лишь 2 шпангоута, поскольку фюзеляж выполнен
несущим и в большом количестве шпангоутов
нет необходимости. Передняя бобышка сделана из дюралюминия
(Д16Т) в виде тонкого кольца. К мотораме и к боковым панелям передняя
бобышка приклеивается эпоксидной смолой. Сборка же всей модели
производится с применением цемента. (Цемент можно приготовить самому:
для этого необходимо целлулоид растворить в ацетоне и добавить несколько
капель касторового масла, чтобы клей получился пластичным.)
Крыло собирается непосредственно на фюзеляже. Передняя кромка -
цельнобальзовая, долбленая, гнутая. Предварительно обработанная кромка
распаривается в горячей воде и в таком состоянии изгибается точно по
контуру крыла на стапеле. После полного высыхания бальзы кромка
обрабатывается окончательно. Задняя кромка также цельнобальзовая, долбленая.
Полки лонжерона выполнены из мелкослойной сосны с переменным сечением:
в центральной части - 7х4, а на конце - 5х2 мм. Такое изготовление полок
лонжерона необходимо для получения равнопрочной конструкции. По
всему размаху крыла расположены 32 бальзовые нервюры толщиной
3 мм. Крыло целиком обшито бользовым шпоном (толщина 3 мм).
Во внешней половине крыла расположен груз-35 г и колесо Ф 35 мм.
Закрылки выполнены из бальзы и благодаря небольшим размерам имеют
вполне достаточную жесткость. И закрылки и рули высоты подвешены на
металлических разъемных петлях, что является большим удобством при
отделке медали. Относительная толщина профиля крыла-14%.
На модели применено дифференциальное управление. При максимальном
отклонении внутренний закрылок отклоняется больше внешнего на 2°. Этого
вполне достаточно для того, чтобы модель создавала необходимое натяжение
при самых неблагоприятных полетных условиях. Большая разница в отклонении
закрылков крайне нежелательна, так как при переходе от прямых фигур
к обратным (и наоборот) модель будет заметно переваливаться с крыла на крыло.
Стабилизатор цельнобальзовый, с относительной толщиной профиля 7 %.
Площадь рулей составляет 45% площади стабилизатора. Рули отклоняются на
40 °, закрылки - на 30°. Киль выполнен из бальзовой пластины и врезан в
верхнюю часть фюзеляжа. Для увеличения натяжения руль направления повернут
во внешнюю сторону на 10°.
Система шасси - велосипедного типа с одним носовым и одним основным
колесом. Стойки шасси изготовлены из листового титана. Общий вес стоек и
колес - 45 г. Центральная стойка расположена на 20 мм позади ЦТ.
Бак модели металлический, сделан из дюралюминиевой фольги 0,2 мм,
склеен эпоксидной смолкой, швы проклеены стеклотканью. Его емкость -
120 см3. Заправка бака происходит через питающую трубку. Бак
несъемный, весит всего 15 г (бак из жести весит 70 г).
Для изготовления модели желательно использовать бальзу с удельным весом 0,07-0,1 г/см3.
Поверхность модели (тем более если крыло обтянуто бальзой) должна быть
очень тщательно подготовлена. Прежде всего необходимо закрыть поры бальзы.
Для этой цели используют меловую шпаклевку или эпоксидную смолу. После
тщательной обработки наждачной бумагой один раз намазывают эпоксидной
смолой. Смола не только закрывает поры бальзы, она еще всю конструкцию
делает более жесткой. В этом случае полностью исключаются различные
деформации с течением времени.
Затем с поверхности мелкой наждачной бумагой удаляют ворс и всю модель
три раза покрывают эмалитом средней густоты. Как только эмалит
полностью высохнет, всю поверхность покрывают нитрошпаклевкой. Для
полного высыхания шпаклевки необходимо 1,5-2 недели. Лишь после
этого можно отделывать модель.
Окраска может быть самой разнообразной, в зависимости от художественного
вкуса моделиста. В процессе окраски необходимо постоянно помнить
о том, что внешний вид для пилотажной модели - один из самых главных
факторов. Хорошей отделкой можно практически свести на нет все погрешности
в изготовлении каркаса. Перед началом отделки желательно выполнить несколько
вариантов раскраски модели. Это удобно делать на эскизах в масштабе
1:10, с тем чтобы иметь возможность выбора. Во время окраски надо помнить
о том, что более сильные тона накладываются на более слабые. В противном
случае краски потребуется гораздо больше.
|