Ю. СИРОТКИН,
заслуженный мастер спорта СССР
г. Москва
В 1964 году советские авиамоделисты уже третий раз завоевывают
почетное звание чемпиона мира. Третий раз по кордовым пилотажным
моделям в 1964 году завоевал московский авиамоделист Ю. Сироткин.
Надо сказать, что к 1964 году по большинству чемпионатных
классов моделей, как кордовых, так и свободнолетающих,
выработался определенный стандарт конструктивных
форм. Все модели, как правило, имеют сходство с лучшими
образцами этого стандарта.
По пилотажным моделям лучшим примером такого
установившегося стандарта может служить модель чемпиона мира
Ю. Сироткина, с которой он выступал еще в 1962 году в Киеве.
Кордовая пилотажная модель "Москва" конструкции неоднократного
чемпиона СССР заслуженного мастера спорта Юрия Сироткина
вполне доступна для изготовления.
Моторама ее выполнена из высококачественного граба.
Перед сборкой к грабовым брускам прикрепи двигатель,
затем надень шпангоуты и бобышку. В собранном виде
весь узел проклей. Перед сборкой приклей бобышку и
присоедини к переднему шпангоуту задний узел крепления
капота. Когда клей высохнет, двигатель можно снять.
Между первым и вторым шпангоутами выклей отсек
для бачка, ось отсека должна совпадать с осью жиклера
двигателя.
К собранному узлу моторамы приклей боковины фюзеляжа,
выполненные из бальзы средней твердости. Предварительно
в них вырежь отверстия для передней и задней кромок,
полок лонжерона, стенки жесткости, шипов узла
центральной качалки и отверстия для выхода корды.
Заднюю часть боковин склей.
Верхушку (гаргрот) толщиной не более 5 мм выдолби
из бруска бальзы и приклей к боковинам и раме
(клей: целлулоид, разведенный в ацетоне, и
несколько капель касторки в качестве пластификатора).
Далее приклей стабилизатор, изготовленный из бальзы
средней твердости; его облегчи после того, как будет
собрана вся модель.
Полки лонжерона крыла сделай из высококачественной
сосны: сечение переменное: в центре 7х4 мм, на конце
6х2 мм. Стенка жесткости представляет собой клееный
узел из сосны и липы. Нервюры вырежь из трехмиллиметровой
бальзовой пластины и облегчи внутри, силовые нервюры -
из трехмиллиметровой фанеры, к ним прикрепи
штырь узла крепления шасси (сталь У-8, две по 0,5 мм пластины) .
Переднюю кромку склей из двух бальзовых реек переменного
сечения. Конструкция задней кромки показана на
рисунке. Кромку склей из бальзы и обработай вместе с
закрылками (из самой легкой бальзы).
Крыло следует собирать так: вставь в соответствующие
отверстия боковых панелей кромки и полки лонжеронов,
отрегулируй, ориентируясь на стабилизатор, положение
задней кромки и закрепи ее; последовательно надень
нервюры на полки лонжерона и закрепи их булавками.
Устранив все перекосы, промажь стыки клеем. Через час-два
можно приклеить бобышки крыла. Концы полок лонжерона
и передняя кромка входят в прорези бобышек, а заднюю
кромку приклей встык. Перед сборкой крыла в прорези
задней кромки и закрылок вставь и заклепай шарниры (то же
со стабилизатором), потом собери узел центральной качалки.
Рамку сделай из трехмиллиметровой фанеры, качалку -
из дюралюминия (Д161) толщиной 1,5-2 мм. Перед
сборкой в качалку закрепи втулки скольжения. В качестве
оси можно использовать проволоку ОВС толщиной 3 мм.
После сборки узел качалки вставь в фюзеляж и тщательно
отрегулируй длину тяг. Потом приклей рамку к боковинам
фюзеляжа и запаяй тяги, приклей нижнюю часть фюзеляжа
(предварительно поставив бобышку для заднего колеса).
Низ выполни из целого куска бальзы. Его облегчи так же,
как и гаргрот. Легкой бальзой (толщиной 1-1,5 мм) оклей
лобик и центральную часть крыла (до второй нервюры).
Последняя операция при сборке крыла - наложение
полок на нервюры. Затем оклей миллиметровой фанерой
линии разъема фюзеляжа и капота; капот выклей из
отдельных кусков бальзы (тщательно подгоняя линию
разъема). Места крепления капота усиль брусочками из липы.
Киль изготовь из легкой бальзы. Верхнюю его часть
оклей бамбуком, а ту, которая имитирует руль направления,
отклони на 12-15°.
Стойки шасси выполни из двух дюралюминиевых пластин:
одну - толщиной 1 мм, другую - 2 мм. В 2-мм пластине
выфрезеруй углубление 1,05 мм по профилю штырей
силовых нервюр. Пластины изогни по профилю колеса и
склепай. Часть стойки, находящуюся внутри обтекателя,
обмотай нитками с клеем. После этого закрепи колесо.
Обтекатель изготовь из легкой бальзы; он состоит из
двух половин, каждую из которых подгони к стойке (к
части, обмотанной нитками). Как только они будут
подогнаны, обтекатели облегчи и приклей к стойке шасси.
Положение обтекателя относительно оси фюзеляжа
регулируется тогда, когда стойка шасси надета.
Отделай модель так: полностью собери модель и убедись,
что нет перекосов и правильно функционируют органы
управления, затем тщательно очисть ее шкуркой
(чтобы не было провалов на поверхности бальзы) и прошпаклюй.
Теперь можно облегчить стабилизатор, рули высоты и закрылки.
Крылья и облегченные элементы оклей волокнистой
бумагой в два слоя и несколько раз покрой эмалитом (до
полного закрытия пор в бумаге). Из распылителя (или кистью)
нанеси достаточно толстый слой клея АК-20 и хорошо
просуши (одну-две недели в сухом теплом месте).
Модель зачисть шкуркой с керосином или бензином
(тщательно следя за тем, чтобы остался слой клея АК-20) до
получения ровной матовой поверхности, после чего ее можно
красить синтетическими красками.