ЮМК
Лаборатория АВИАМОДЕЛИЗМА
Авиа
Авиамодельный кружок


"ТАТРАН" - ПЛАНЕР ДЛЯ ВСЕХ


В. Прохазка

      Из самых обычных материалов можно построить модель планера «Татран», отличающуюся простотой конструкции и регулировки. У маленького планера, чертежи которого вам предлагает чехословацкий моделист В. Прохазка, все преимущества настоящей спортивной модели. В то же время он очень несложен в изготовлении. Сделать его можно и в школьной мастерской, и дома, использовав детали от стандартных наборов-посылок. При тщательной работе запуск модели и с рук - с горки, и с помощью леера обеспечит красивый и устойчивый полет.


      Начинайте подготовку деталей планера с фюзеляжа. Сначала вырежьте лобзиком из фанеры толщиной 4 мм две половинки носовой части фюзеляжа 1. Отверстия в фюзеляже не украшение, они сделаны для облегчения модели. Между прорезями вставьте целлулоидную пластинку и склейте обе части друг с другом ацетоновым клеем. После склейки зачистите все грани напильником и наждачной бумагой. К носовой части приклейте две рейки 12 (рис. 1). К рейкам прикрепите две внутренние 3 и две наружные 2 планки (рис. 2). Сверху планки и рейки должны образовать ровную поверхность, на которой будет установлен центроплан крыла.

      Киль собирают из двух скругленных фанерных деталей и трех реек сечением 3х3 мм.
      Крылья и хвостовое оперение планера - наборные. Они собираются из сосновых реек и нервюр, вырезанных из так называемого шпона - тонких фанерных листиков в один слой. Законцовки крыльев и хвостового оперения выпилите, из фанеры толщиной 3 мм. Крыло (рис. 3) состоит из лонжерона, передней и задней кромок, нервюр и центроплана. При сборке лонжерона обращайте внимание на то, чтобы поднятые концы имели одинаковый угол наклона. Места соединения составного лонжерона обвяжите нитками и покройте клеем. Передняя кромка крыла выполнена из рейки сечением 3х5 мм, задняя - из рейки сечением 3х10 мм. В кромках крыла лобзиком сделайте прорези для закрепления нервюр.
      Нервюры 2 вырежьте из фанеры. Затем наложите их друг на друга, скрепите двумя гвоздиками, зажмите в тисках, сделайте вырезы для лонжерона и зачистите наждачной бумагой.
      Элементы крыла соединяются клеем и нитками на ровной поверхности. После этого крыло надо укрепить на ровной доске, чтобы высыхающий клей не искривил его.
      Стабилизатор 11 собирают из деревянных реек сечением 3х3 мм (рис. 1).
      Центроплан 7 (рис. 1) в средней части обшивают полоской плотной чертежной бумаги, так как в этом месте крыло прикреплено резиновой нитью к корпусу. Остальную поверхность обшивают папиросной бумагой. Стабилизатор покрывают сверху, а киль - с одной стороны.
      Обтяжку крыла следует слегка протереть губкой, смоченной водой. Обтяжку крыла, стабилизатора и киля покрывают бесцветным нитролаком. Носовую часть и рейки-фюзеляж окрашивают и покрывают нитролаком.
      Крыло крепят к корпусу резиновой нитью, которая охватывает внутренние планки 3 (рис. 2). Стабилизатор, который предварительно надевается на киль, также закрепляется резиновой нитью.
      Прежде чем приступить к запуску модели, убедитесь, правильно ли она собрана, не деформировались ли крыло, киль и стабилизатор. Деформированные части выравнивают, нагревая их.
      Перед первым полетом модель нужно отбалансировать. Для этого сделайте в носовой части отверстие для болта с небольшой гайкой, вращая которую можно изменять положение центра тяжести модели.
      При запуске (см. 3-ю стр. вкладки) поднимите модель над головой и плавным движением руки придайте ей нужное направление и начальную скорость. Если она летит круто к земле (А - синяя кривая), надо уменьшить груз; если кабрирует, увеличьте груз, добиваясь нормального полета (Б). «Татран» можно также запускать на леере.


КАК ПРОВЕСТИ СОРЕВНОВАНИЯ

      Построив «Татран» или другую модель планера, можно провести соревнования на продолжительность полета. Они состоят из пяти туров. В каждом туре, который длится в течение часа, участник соревнований имеет право сделать две попытки и произвести один запуск модели. Секунда полета оценивается в одно очко. В каждом полете фиксируется максимальное время - 3 мин. (180 сек.).
      Для участников, набравших максимальное количество очков (900), проводятся дополнительные туры. В шестом туре продолжительность хронометрирования - 4 мин. Если и в этом туре несколько моделей покажут результаты в 4 мин., то спортсмены получают право участвовать в седьмом туре, продолжительность хронометрирования которого 5 мин. Каждый следующий тур - на 1 мин. больше. Результаты дополнительных туров служат для определения победителей только личного первенства.
      В прошлом году авиамодельная комиссия ФАИ внесла в правила проведения соревнований свободнолетающих моделей поправки. С 1969 года устанавливается вместо пяти семь туров запуска моделей. Продолжительность дополнительных туров, сверх семи, определена в 4 мин. Следовательно, за это время, считая с момента подачи сигнала о начале тура, модель должна быть выпущена в полет. Время ее доставки на старт после очередного запуска устанавливается организаторами соревнований. Поиск судьями-хронометристами модели после исчезновения ее в облаках ограничен 20 сек. Размеры стартовой площадки увеличены до 250х50 м.


Скачать чертежи для печати

Источники:                 В. Прохазка. "Татран" / ж. "Моделист-конструктор" № 6, 1968, 31-32 с., вкл. 3.   
В. Прохазка. "Школьник" - планер для всех. / ж. "Моделист-конструктор" № 9, 1971, 26 с.   
Scan: ??? Clean, Edit & OCR: MasterRU    
© ReSim Laboratory   2006-2024