ДИЗАЙН-НОВИНКА (планер A1)
А. Онофричук
Представляемая на суд читателей-авиамоделистов разработка
студента из Перми А. Онофричука довольно необычна.
Созданная им модель планера носит выраженные признаки
как нового подхода к проектированию конструкции, так и
поиска в направлении дизайна спортивной модели и повышения
ее внешней привлекательности.
В непрерывной гонке за спортивными результатами мы
все, кажется, позабыли, что моделизм может быть интересен
не только с конструкторской точки зрения. Так почему
бы не попробовать свои силы (хотя бы на технике переходного
уровня) и в качестве художника-дизайнера? Если
удастся свести воедино эти два параллельных направления,
вы будете и вдвойне вознаграждены за свой труд - создаваемые
вами модели окажутся не чисто спортивными "снарядами",
а настоящими техническими изделиями высокого
класса. Однако, идя по пути улучшения внешнего вида, ни в
коей мере недопустимо упускать вопросы чистого
конструирования - в конце концов красивая, но плохо
функционирующая модель еще более ущербна, чем отлично летающая
"коряга". Если вас увлечет дизайнерско-конструкторское
направление, постарайтесь учесть это в своей работе.
Крыло планера - прямоугольное в плане, небольшого удлинения,
неразъемное. Профиль плоско-выпуклый, относительной толщины
11,5%. Крыло соединяется с фюзеляжем одним шурупом
размером 3х35 мм.
Основным элементом крыла является единый центральный узел,
состоящий из сборной силовой нервюры, усиленного накладками
монолонжерона и примыкающих косых полунервюр с элементами
продольного набора. При изготовлении нервюрных деталей нужно
иметь в виду, что в основном они обрабатываются в пачке и
лонжерон входит в них в круглые просверленные отверстия, через
которые проводятся при опиливании и винты, стягивающие пачку.
Полезно также учитывать, что на этапе подготовки деталей проще
всего производить неполную профилировку нервюр (начисто
профилируются лишь лобик и прямолинейная зона хвостика), чтобы
закончить ее после сборки крыла. Монтаж деталей в единый каркас -
на плоском стапеле, с применением эпоксидной смолы. Другие
связующие не используются, так как стыков немного, и все они
напряженные и весьма ответственные.
Крыло после шлифовки обтягивается длинноволокнистой бумагой
или тонкой лавсановой пленкой по известной технологии. В
случае пленочной обшивки можно по верхней кромке нервюры
перехода центроплана в "ушко" пропилить желобок шириной 0,6-0,8 мм,
чтобы впоследствии с помощью капроновой лески притянуть
пленку в наиболее сложной для обтяжки зоне. Кроме того, при
желании допустимо с нижней части профиля в межнервюрных
участках приклеить обшивку к лонжерону. В результате образуется
некое подобие вогнуто-выпуклой профилировки, что улучшит несущие
свойства всего крыла.
Фюзеляж по конструкции прост и особых пояснений не требует.
Единственное, на чем бы хотелось остановить внимание - разъемный
узел крепления хвостовой балки. Лучше всего стык рейки-балки
с хвостовиками дюралюминиевых бортовых накладок обмотать
нитками с минимальным количеством клея. В таком случае
прочность соединения удовлетворит всем требованиям надежности,
а при аварии заменить балку окажется более чем просто.
Точно так же спроектировано и хвостовое оперение: при всей его
надежности в случае поломок проще не ремонтировать
пенопластовые элементы, а срезать разрушенные и вклеить на их место
вновь изготовленные.
Борта фюзеляжа в районе "кабины" можно оклеить тонкой бумагой
и нанести рисунок, воспроизводящий оборудование, приборы,
ручку управления и "пилота". Окраска модели - по вкусу изготовителя.
Надо отметить, что весовые резервы планера весьма велики
и на отделке можно не экономить.
РИСУНКИ И ЧЕРТЕЖИ
Источник: ж. "Моделист-конструктор" № 4, 1995, 19-20 с.
Scan: ???, OCR: MasterRU
| |