|
Лаборатория АВИАМОДЕЛИЗМА |
|
Авиамодельный кружок
|
ПЛАНЕР-СХЕМАТИЧКА
С. Гладков,
заведующий лабораторией авиационной техники
РСЮТ Казахской ССР
Элегантный вид, простота изготовления,
отсутствие в конструкции дефицитных
материалов, хорошие летные
характеристики — вот качества, отличающие
схематическую модель планера,
разработанную в лаборатории авиационной
техники РСЮТ Казахстана.
С подобными моделями юные алмаатинцы
неоднократно становились призерами
различных соревнований. Максимальные
результаты во всех турах —
не редкость при использовании предлагаемой
«схематички». А летные свойства
планера оказались настолько высоки,
что его пришлось оборудовать фитильным
устройством принудительной
посадки. Без него немало моделей
бесследно исчезло в термиках.
Постройка такой «схематички» начинается
с крыла. Прежде всего заготовки
кромок изгибаются (передняя кромка —
только по V, задняя по V и на
сужение концевых участков крыла) с
помощью специально изготовленного
приспособления. Перед укладкой в него
сосновых реек места будущих «переломов»
увлажняются. Чтобы ускорить
просушку, все прогревают на электроплитке.
Затем заготовки зачищают наждачной
бумагой, для стыковки с проволочными
законцовками на концах реек выбирают
пазы. Законцовки приматывают
нитками и пропитывают соединения эмалитом.
Такие же приемы используют при
подготовке нервюр, однако их
предварительно распаривают в кипятке.
Длину готовых нервюр уточняют по месту
в каркасе крыла. Их концы заостряют
и вдавливают в проколы, сделанные в
кромках, стыки заливают эмалитом.
Крыло монтируют «намертво» на пилоне.
Место соединения обматывают
нитками и тоже пропитывают эмалитом.
Стабилизатор планера по конструкции
полностью аналогичен крылу, имеет
три нервюры из сосновых реек.
К центральной нервюре горизонтального
оперения приматывают крючок под
резиновую нить крепления на фюзеляже
и крючок для навески фитильного
устройства. Важная задача, стоящая
перед юным спортсменом на этих этапах,
— добиться минимального веса
как стабилизатора, так и киля.
Фюзеляж планера — сосновая рейка
сечением 8х8 мм. Ее хвостовая часть
на длине около 500 мм плавно сужается
до 6х6 мм. К переднему концу рейки
приклеивается носовая «оконечность»,
вырезанная из березовой или
сосновой пластины. Деталь приобретает
законченный вид после зачистки мелкой
наждачной бумагой с последующим
покрытием («протравливанием»)
анилиновыми красителями и лакировкой
эмалитом. Затем на фюзеляж наклеиваются
опорные площадки под стабилизатор и
крючок навески детермализатора.
Киль изгибается из алюминиевой проволоки,
расплющенной в местах стыков
с балкой фюзеляжа. В нижней части
в распор вставляется сосновая рейка-нервюра
для крепления нижней части
обшивки. Киль фиксируется на фюзеляже нитками.
Буксировочный крючок — отрезок
каленой проволоки диаметром 1,5 мм. Он
припаивается к жестяной пластинке,
согнутой по длине в виде маленького
швеллера (по фюзеляжной рейке).
Готовые крылья, стабилизатор и киль
обтягиваются прозрачной или цветной
лавсановой пленкой толщиной 0,02 мм
на клее БФ-6. «Приварку» пленки к
каркасу удобно вести с помощью
электропаяльника мощностью 50 Вт,
включенного на напряжение 150 В. На жало
полезно надеть дюралюминиевую насадку
диаметром около 40 мм. Это же
приспособление позволит прогреть
обшивку, чтобы получить хорошее
натяжение пленки. Киль обтягивается с
обеих сторон, после чего к нему
приклеивают картонный руль поворота.
На всех стадиях сборки надо добиваться,
чтобы не было перекосов консолей
крыла и элементов оперения. Готовую
«схематичку» балансируют. Центр
тяжести планера должен находиться
на '/3 центральной хорды крыла.
При необходимости носовую часть
фюзеляжа догружают кусочками свинца.
После центровки планера с помощью
резиновой ленты (точно такая же
удерживает пилон крыла) к фюзеляжу
прибинтовывают и буксировочный крючок.
Он должен располагаться на расстоянии
18 мм перед центром тяжести.
Если при отладочных полетах
обнаруживается, что модель проявляет
склонность к пикированию, под заднюю
кромку стабилизатора надо подложить
кусочек шпона. При кабрировании
(после запуска модель задирает нос)
тем же способом приподнимается передняя
кромка. Окончательная балансировка
завершается, когда планер «научится»
устойчиво и плавно планировать.
|
Рис. 1. Схематическая модель планера::
1 — носовая часть (береза или сосна толщиной 8 мм),
2 — рейка фюзеляжа (сосна 8х8 мм),
3 — пилон (сосна толщиной 8 мм),
4 — крючок (ОВС диаметром 1,5 мм, паять на жестяном основании),
5 — киль (алюминиевая проволока диаметром 2,5 мм),
6 — нервюра киля (сосна 3х4 мм),
7 — руль поворота (картон),
8 — обшивка (лавсановая пленка 0,02 мм),
9 — законцовка стабилизатора (алюминиевая проволока диаметром 2,5 мм),
10 — кромки стабилизатора (сосна 3х4 мм),
11 — нервюра стабилизатора (сосна 2х3 мм),
12 — задняя кромка (сосна 4х7 мм),
13 — нервюра (сосна 2х3,5 мм),
14 — законцовка (алюминиевая проволока М 2,5 мм),
15 — передняя кромка (сосна 4х7 мм),
16, 19 — детали ложемента стабилизатора,
17 — резиновая пить,
18 — крючок стабилизатора (ОВС диаметром 1 мм),
20, 23 — крючки навески фитильного устройства (ОВС диаметром 1 мм),
21, 22 — элементы фитильного устройства,
24 — нить ограничения отклонения стабилизатора,
25 — задняя подкладка.
|
Источник: С. Гладков. В воздухе - «схематичка». / ж. "Моделист-конструктор" № 11, 1986, 21-22 с.
Scan: ??? Edit & OCR: MasterRU
| |
© ReSim Laboratory 2004-2020 |
|