ЮМК
Лаборатория АВИАМОДЕЛИЗМА
Авиа
Авиамодельный кружок


СХЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПЛАНЕРА


А. Саргсян

      Учебная модель проста. Поэтому и летает она недалеко и невысоко. Хорошую же спортивную модель под силу изготовить только опытным рукам. Это кажется само собой разумеющимся, не так ли?
      Но вот планер, который опровергает многие устоявшиеся представления о возможностях учебных "схематичек". Он разработан на Волгоградской станции юных техников в кружке мастера спорта СССР В. Богданова.
      В 1974 году начинающий авиамоделист Ю. Фролов, выступая с ним на городских соревнованиях, набрал в пяти турах 812 очков, причем в последнем туре модель взлетела так высоко, что ушла в облака...
      В 1975 году несколько таких планеров изготовил ученик 6-го класса А. Саргсян. Выступая на областных соревнованиях, он стал обладателем ленты чемпиона области.


      Рейки, обыкновенные нитки, проволока, бумага, клей, ножницы, набор самых простых инструментов - вот что нужно для изготовления планера. Начинающие авиамоделисты могут сделать его за несколько занятий.
      Фюзеляж - из сосновой рейки, закругленной снизу, длиной 850 мм, сечением 10Х10 мм. Его хвостовая часть (300 мм) стачивается на конус до сечения 6Х6 мм. Грузик на носу - из липы; он также должен быть закруглен.
      Оперение. Киль выгните из алюминиевой проволоки ф 2 мм и скрепите с фюзеляжем нитками.
      Стабилизатор изготовьте из двух реек ф 4 мм, длиной 220 мм, а также двух закруглений из алюминиевой проволоки, расплющенной в местах крепления к рейкам. Готовую деталь примотайте к хвостовой части фюзеляжа нитками крест-накрест и оклейте ее микалектной бумагой. Чтобы стабилизатор не сломался при посадке, установите перед ним костыль из стальной проволоки ф 1,5 мм. Из нее же изгибается и стартовый крючок.
      Крыло соберите из четырех реек ф 5 мм, длиной 450 мм, алюминиевых нервюр и закруглений. Для установки половин крыла под углом согните из алюминиевой проволоки ф 3 мм и длиной 100 мм два уголка, привяжите их в центре, промазав соединения клеем.
      Все деревянные детали перед сборкой тщательно полируются. Медаль оклеивается микалентной бумагой: крыло только сверху, а киль и стабилизатор с обеих сторон. Из той же бумаги, но темного цвета, вырезаются элементы отделки, буквы и цифры.
      Всю модель покройте один-два раза тонким слоем жидкого эмалита. Проследите, чтобы во время сборки и оклейки не было перекосов крыла и оперения. Планер должен весить 85-120 г.
      Испытания начните с балансировки. Если модель пикирует, сдвиньте крыло вперед, при волнообразном полете (кадрирование) - назад. Повороты вправо или влево устраняются смещением киля в противоположную сторону.
      Отрегулировав модель, начните пробные запуски с рук и на леере. Во время первых испытаний неплохо применить автоматический запуск с амортизатора. Делается это так: вбейте в землю колышек, прикрепите к нему жгут из двух-трех ниток авиамодельной резины длиной 5-10 м. Удлините его 50-метровым леером с алюминиевым кольцом и ярким флажком. Отойдите назад на пять-десять шагов (с учетом длины резинового жгута и леера) и запустите модель против ветра. Когда планер наберет высоту, он автоматически отцепится.
      Если модель отрегулирована правильно, то при скорости ветра 3-5 м/с она поднимется на 35-40 м, а время свободного полета составит 80-100 с.

Источник: А. Саргсян. Ее ждут облака. / ж. "Моделист-конструктор" № 7, 1976, 30-31 с.   
Scan: ??? Clean, Edit & OCR: MasterRU    
© ReSim Laboratory   2006-2016