А. Саргсян
Учебная модель проста. Поэтому и летает она недалеко и невысоко.
Хорошую же спортивную модель под силу изготовить только опытным рукам.
Это кажется само собой разумеющимся, не так ли?
Но вот планер, который опровергает многие устоявшиеся представления
о возможностях учебных "схематичек". Он разработан на Волгоградской
станции юных техников в кружке мастера спорта СССР В. Богданова.
В 1974 году начинающий авиамоделист Ю. Фролов, выступая с ним на
городских соревнованиях, набрал в пяти турах 812 очков, причем в
последнем туре модель взлетела так высоко, что ушла в облака...
В 1975 году несколько таких планеров изготовил ученик 6-го класса
А. Саргсян. Выступая на областных соревнованиях, он стал обладателем
ленты чемпиона области.
Рейки, обыкновенные нитки, проволока, бумага, клей, ножницы, набор самых
простых инструментов - вот что нужно для изготовления планера. Начинающие
авиамоделисты могут сделать его за несколько занятий.
Фюзеляж - из сосновой рейки, закругленной снизу, длиной 850 мм,
сечением 10Х10 мм. Его хвостовая часть (300 мм) стачивается на конус
до сечения 6Х6 мм. Грузик на носу - из липы; он также должен быть закруглен.
Оперение. Киль выгните из алюминиевой проволоки ф 2 мм и скрепите с фюзеляжем нитками.
Стабилизатор изготовьте из двух реек ф 4 мм, длиной 220 мм, а
также двух закруглений из алюминиевой проволоки, расплющенной в
местах крепления к рейкам. Готовую деталь примотайте к хвостовой
части фюзеляжа нитками крест-накрест и оклейте ее микалектной
бумагой. Чтобы стабилизатор не сломался при посадке, установите
перед ним костыль из стальной проволоки ф 1,5 мм. Из нее же изгибается и стартовый крючок.
Крыло соберите из четырех реек ф 5 мм, длиной 450 мм, алюминиевых нервюр и закруглений. Для
установки половин крыла под углом согните из алюминиевой проволоки
ф 3 мм и длиной 100 мм два уголка, привяжите их в центре, промазав соединения клеем.
Все деревянные детали перед сборкой тщательно полируются.
Медаль оклеивается микалентной бумагой: крыло только сверху, а
киль и стабилизатор с обеих сторон. Из той же бумаги, но темного цвета, вырезаются элементы отделки, буквы и цифры.
Всю модель покройте один-два раза тонким слоем жидкого эмалита. Проследите, чтобы во время
сборки и оклейки не было перекосов крыла и оперения. Планер должен весить 85-120 г.
Испытания начните с балансировки. Если модель пикирует, сдвиньте
крыло вперед, при волнообразном полете (кадрирование) - назад. Повороты
вправо или влево устраняются смещением киля в противоположную сторону.
Отрегулировав модель, начните пробные запуски с рук и на леере.
Во время первых испытаний неплохо применить автоматический запуск с
амортизатора. Делается это так: вбейте в землю колышек, прикрепите к нему жгут из двух-трех ниток
авиамодельной резины длиной 5-10 м. Удлините его 50-метровым леером с алюминиевым кольцом и
ярким флажком. Отойдите назад на пять-десять шагов (с учетом длины
резинового жгута и леера) и запустите модель против ветра. Когда
планер наберет высоту, он автоматически отцепится.
Если модель отрегулирована правильно, то при скорости ветра 3-5 м/с она поднимется
на 35-40 м, а время свободного полета составит 80-100 с.
|