ЮМК
Лаборатория АВИАМОДЕЛИЗМА
Авиа
Авиамодельный кружок


РЕЗИНОМОТОРНАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА ИЗ БУМАГИ

Е. Мелентьев,
мастер спорта СССР, Ленинград

      Бумажная модель, копия спортивной модели, хорошо летает.

      Слои на бумаге должны быть направлены вдоль крыла, фюзеляжа, стабилизатора, лопастей винта. Склеивать советую белым эмульсионным клеем. Прежде всего внимательно рассмотрите выкройки деталей, рисунки и представьте себе технологию сборки. Затем переведите и вырежьте все детали, сверьте их с чертежом.
      Начните склейку с моторной части фюзеляжа (детали 1). Скрутите этот лист на круглом карандаше, в два слоя. Второй слой со штриховкой промажьте клеем и наклейте на первый. Хвостовая часть фюзеляжа (деталь 2). Сначала проведите притупленным шилом с помощью линейки по пунктирной линии, затем согните лист по этой линии вдвое. Передняя часгь, где заштриховано, имеет цилиндрическую форму и вставляется на клею в моторную часть. В задней части устанавливают киль (деталь 3), после чего склеивают верхний шов. Стабилизатор (4) приклеивают на площадку сзади киля.
      Вогнуто-выпуклый профиль крыла помогут создать щечки пилона. Отогните клапаны деталей (8 и 9) по пунктирной линии под прямым углом и приклейте детали к центроплану (5) по обе стороны от осевой линии, отступив по 5 мм. В месте приклейки центроплан примет профиль, указанный на щечке пилона пунктиром. Отогнув вниз клапаны на концах центроплана и консолях (дет. 6 и 7), приклейте консоли к центроплану, как показано на рисунке. Концы крыльев окажутся выше центроплана на 25 мм. Теперь крыло укрепите на фюзеляже, на расстоянии 70 мм от переднего обреза, а нижние кромки щечек пилона установите точно по горизонтальной продольной оси фюзеляжа. Передняя кромка крыла получится выше, чем задняя, на 1 мм.
      Проследите, чтобы плоскости крыла и стабилизатора были перпендикулярны плоскости киля.
      Чтобы уменьшить сопротивление в полете на планирование, лопасти воздушного винта складываются по бортам фюзеляжа, и самолет превращается в планер. Для изготовления винта понадобятся стальная проволока диаметром 05—0,8 мм для вала и ступицы и проволока 0,3 мм для пружинки, с помощью которой срабатывает стопор. Лопасти складываются всегда в одном положении. Сначала изгибают ступицу в виде буквы Z, к ней крепят вал (см. рис.) и запаивают. Комлевые части лопастей винта и бобышку делают из липы, осины или сосны. Лопасти, склеенные из деталей 10 и 11, вклеивают в прорезы деталей 12. После того как лопасти установлены на ступице, поставьте пружинку стопорного устройства и целлулоидные шайбы, проденьте вал в бобышку, согните крючок, на который будет надеваться резиномотор. В бобышку со стороны резиномотора забейте гвоздик, чтобы в положении, когда мотор не натянут, винт не мог вращаться, так как крючок зацепляется за гвоздик. Если же мотор натянут, он оттягивает крючок, и винт свободно вращается. Носовую часть фюзеляжа усильте деталями 13 и 14.
      Расстояние от переднего обреза фюзеляжа до штырька крепления второго конца резиномотора — 125 мм. Для резиномотора потребуется кусочек круглой резины длиной 240 мм. Концы свяжите двойной петлей и перевяжите узелок ниткой. Наденьте один конец резиномотора на крючок вала винта, а второй — на штырек.
      Центр тяжести (ЦТ) должен быть на расстоянии 95 мм от переднего обреза фюзеляжа. Вообще его расположение может быть под крылом, на расстоянии от передней кромки в сторону задней 20—25 мм. Теперь проверьте и, если есть, устраните перекосы крыла, стабилизатора и киля. Для запуска модель берут двумя пальцами за фюзеляж в ЦТ и легким толчком пускают вперед. С высоты 1 м она должна плавно пролетать 8—10 м. Добившись прямого и плавного полета на планирование, закрутите резиномотор за пропеллер на 80—100 оборотов и так же, как запускали на планирование, выпустите модель в полет, сначала отпустив винт. Если модель не будет набирать высоту, значит, слаб резиномотор. Сделайте новый резиномотор, состоящий не из двух, а из трех круглых резинок. Такой резиномотор можно закручивать, когда модель отрегулирована, на 200—300 оборотов. Не спешите при запусках. Перед каждым полетом проверяйте, чтобы не было перекосов крыла, стабилизатора, киля и чтобы обе лопасти винта имели одинаковый угол установки. Не пускайте модель сильным толчком: этим вы можете создать перегрузки и покоробить крыло, в таких случаях она «врежется» в землю.


Детали резиномоторной модели самолет:
1 — моторная часть фюзеляжа; 2 — хвостовая часть фюзеляжа; 3 — киль; 4 — стабилизатор; 5 — центроплан; 6,7 — консоли крыла; 8,9— щечки пилона; 10,11,12 — детали лопасти винта; 13,14 - усилитель носовой части фюзеляжа.


Источник:Е. Мелентьев. Летающая модель из бумаги / ж. Костер №5, 1974.- 59-60 с.
Scan: ???, Clean & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2017