ЮМК
Лаборатория АВИАМОДЕЛИЗМА
Авиа
Авиамодельный кружок


КОНТУРНАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА
с изменяемой геометрией крыла



      Новейшие самолеты со стреловидным или дельтавидным крылом наилучшим образом приспособлены к полетам на скоростях, превышающих скорость звука. Но в то же время они недостаточно эффективны на скоростях дозвуковых, ведь их крылья не создают необходимой подъемной силы. Чтобы преодолеть это противоречие, и были сконструированы самолеты с крылом изменяемой стреловидности. На взлете и посадке их крылья занимают обычное положение, а во время крейсерского полета, на больших скоростях, они разворачиваются назад, превращаясь в стреловидные. Собрав модель с изменяемой стреловидностью крыла, вы сможете наглядно изучить, как угол наклона влияет на летные характеристики.


Контуры разверток деталей модели размещены на сетке со стороной квадрата 10x10 мм. Вычертите каждую деталь в натуральную величину на твердом картоне и вырежьте их. Каждая из них послужит шаблоном для тиражирования заготовок, и в дальнейшем вы сможете «штамповать» модели в любом количестве.

      Наиболее сложная деталь модели — фюзеляж. С нее и начните работу. Лучший материал — липовая дощечка или плотный пенопласт. Но в любом случае толщина материала не должна превышать 4 мм.
      Наложите на подготовленный материал шаблон фюзеляжа и аккуратно обведите его по контуру. Далее острым ножом, а лучше лобзиком выпилите заготовку. Края ее тщательно обработайте личневым напильником и наждачной бумагой.
      Крылья, двигатели, хвостовое оперение и киль проще всего вырезать из ватмана. Воспользовавшись уже подготовленными шаблонами, перенесите контуры на бумагу и вырежьте заготовки. Обратите внимание на переднюю кромку крыла. Ее необходимо согнуть. В образовавшийся карман вложите сухую соломинку диаметром 1,5 мм. И соломинку, и кромку приклейте к нижней поверхности крыла клеем ПВА. Соберите двигательные короба. Наклейте их на боковины фюзеляжа, как показано на рисунке. Приклейте к двигателям хвостовое оперение, а к фюзеляжу — киль. Покрасьте тушью фонарь пилотской кабины и прикройте его деталями, вырезанными из полупрозрачной клейкой ленты (скотча). Снизу под фюзеляжем установите крючок 8. Остается разместить крылья. Можно, конечно, установить их на двигательных коробах с помощью нехитрых заклепок. Но такая конструкция будет весьма ненадежной и уже после первого приземления поломается. Мы же поступим иначе. Соберем сразу четыре одинаковые модели. Отличаться между собой они будут лишь углами наклона крыльев. На первой установите крыло под углом 90° к фюзеляжу, на второй — под 75°, на третьей — под 60°, на четвертой — под 45°.
      Каждую модель тщательно отрегулируйте, увеличивая или уменьшая массу груза 6. Лучший материал — пластилин. Если модель, запущенная с руки, задирает нос, нужно увеличить вес груза. Если же, наоборот, круто падает, вес груза надо уменьшить.
      Все, можно приступать к летным испытаниям. Зацепите резиновую ленту катапульты 7 за крючок модели. В левую руку возьмите катапульту, в правую — хвост модели. Растяните резину и «стреляйте». Пуски лучше производить не горизонтально, а немного вверх.

Бумажная модель:
1 — фюзеляж, 2 — двигатель, 3 — крыло, 4 — хвостовое оперение,
5 — киль, 6 — груз, 7 — катапульта, 8 — крючок.
Буквы «Р» и «Л» обозначают, что данная деталь в правом или левом исполнении.



Источник: Геометрия крыла. / ж. "Левша" № 1, 2003, 7-8 с.
Scan: ??? Edit & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2006-2025